заглянуть на тёмную сторону

Посмотрим правде в глаза: выданный россиянам ингуш исповедует радикальный ислам, и вряд ли собирался воевать за Украину, пишет журналист Андрей Лаврик в интернет-изданиии «Петр и Мазепа» (перевод и адаптация – CRiME).

Скандал с Тимуром Тумгоевим, которого украинские правоохранители 12 сентября выдали своим врагам из ФСБ РФ, стал очередным ураганом в информационном пространстве, углубившим раскол в украинском обществе и пошатнувшим позиции действующей власти. В последние дни большинство СМИ подробно изложили хронологию событий и историю скитаний 32-летнего ингуша Тимура Тумгоева, процитировали всех заинтересованных и просто причастных лиц (некоторые приправили это собственными выводами, иногда крайне конспирологичными). Поэтому я не буду дублировать их работу и воровать время у себя и читателя, вместо этого изучу то, что осталось без внимания.

Забегая вперед отмечу, что я не искал ответ на вопрос, справедливо или нет выдан Тумгоев россиянам, причастен ли он к террористам из ИГИЛ, можно кого-то экстрадировать в Россию, или нельзя никого и т.д, и т.п. Я не примерял на себя роль одновременно следователя, прокурора и судьи, как это любят делать некоторые мои коллеги-расследователи. Я просто исследовал в информационном пространстве историю Тимура Тумгоева и попытался заполнить в ней «белые пятна», избегая использования утверждений и заявлений, идущих от представителей власти.

Сделать это было одновременно и трудно, и легко. Трудно, поскольку информации о Тумгоеве на самом деле крайне мало. Но информационного пены – заявлений, комментариев и т.д. - более чем достаточно, и в этих вот недомолвках, передергиваниях фактами и в откровенной лжи скрывается нечто большее, чем печальная история молодого парня, попавшего одновременно в жернова украинской правоохранительной системы, российского репрессивного аппарата и международной борьбы с исламским терроризмом.

Российский период: салафиты и вторая Чеченская война

Как известно с его собственных и слов адвокатов, Тумгоев Тимур Хусейнович родился в феврале 1987 года в Северной Осетии. Собственно, больше почти ничего о российском периоде жизни Тумгоева неизвестно.

Во время акции протеста под стенами Генпрокуратуры 17 сентября прозвучало утверждение, что Тимур Тумгоев сражался против россиян и коллаборационистов во время второй Чеченской войны и якобы поэтому стал личным врагом ставленника Путина Рамзана Кадырова. Если верить интернет-изданию «Главком», этой же версии придерживаются правозащитники, которые стали на сторону молодого человека. То, что Тумгоев – личный враг главы Чечни, неоднократно заявлял Андрей Гергерт (псевдо «Червень»), командир «Украинской добровольческой армии», который также утверждает, что Тимур участвовал в АТО.

Однако еще в прошлом году адвокаты Тимура Тумгоева озвучивали другую версию причин гонений со стороны российских властей. «Наш подзащитный не относится к какой-то организации политической или подобной, он просто является мусульманином-салафитом у себя на Северном Кавказе, он регулярно посещает мечети, что соответствует его убеждениям, он простой рабочий, нигде не был связан с оппозиционными движениями, но, к сожалению, в данном регионе есть случаи, когда человек активно исповедуют ислам, его подвергают преследованиям», - заявила юрист Харьковской правозащитной группы Алена Ащенко.

Версия, согласно которой Тимур Тумгоев в России стал жертвой преследований за его участие во второй Чеченской войне и/или из-за конфликта с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, выглядит крайне сомнительной. Этот вооруженный конфликт начался в 1999 году, когда Тимуру было 13 лет, его активная фаза завершилась в следующем году. Сторонники этой версии апеллируют к тому, что режим контртеррористической операции в Чечне продолжался вплоть до 2009 года (тогда Тумгоеву исполнилось 22 года), поэтому Тимур вполне мог в юные годы принять участие в акциях чеченского подполья. Если это правда, и именно за это Тимура Тумгоева преследуют российские власти, у них было достаточно времени, чтобы репрессировать человека, не дав ему бежать за границу. Не говоря уже о том, что личные враги Рамзана Кадырова, тем более, на территории российского Кавказа, долго не живут.

Озвученное юристом ХПГ Аленой Ащенко похоже на правду больше. В последние годы в стране-агрессоре происходят узаконенные гонения на «не такие» конфессии, независимо от того, к каким религиям они принадлежат. Из России приходится бежать свидетелям Иеговы, в незаконно аннексированном Крыму мусульман обвиняют в экстремизме и бросают за решетку лишь по подозрению в причастности к движению Хизб ут-Тахрир. Также под бешеным давлением находятся мусульмане-салафиты, к которым относится и Тимур Тумгоев. Но здесь есть одно «но», и оно придает неприятные оттенки всей картине.

Салафизм – это ультраортодоксальное фундаменталистское движение в исламе. И именно из него, согласно исследованию New York Times, берет начало и ИГИЛ, в причастности к которому ФСБ обвиняет Тумгоева. Салафиты держат в напряжении спецслужбы стран ЕС – подавляющее большинство европейских мусульман, которые отправились на Ближний Восток воевать на стороне «Исламского государства», грубо говоря, были завербованы в местных салафитских мечетях. В Германии салафиты регулярно становятся участниками инцидентов экстремистского или террористического характера. Здесь они являются объектом пристального внимания Федерального ведомства по охране Конституции. Правительство Австрии вообще высылает из страны салафитских проповедников и закрывает их мечети.

Впрочем, принадлежность Тимура Тумгоева к салафизму (некоторые убеждения которого, между прочим, противоречат украинским законам, такие как отрицание равноправия мужчин и женщин), еще не доказывает, что он хоть как-то причастен к ИГИЛ. Хочу это подчеркнуть.

Турецкий период: недолгий брак

Насколько известно со слов Тимура и его адвокатов, в 2014 году Тумгоев через Грузию попал в Турцию. Там он завел семью – женился на местной девушке. Два года никуда не выезжал, работал, зарабатывал для семьи деньги. Все.

Тимур Тумгоев
Тимур Тумгоев

Отметим, что в Турции, вооруженные силы которой, кстати, внесли немалый вклад в разгром ИГИЛ в Сирии, существует весьма крупная и сильная салафитская община, которая не конфликтует с властью. Просто зайдя в мечеть единоверцев, Тимур Тумгоев мог расчитывать любую помощь, например, в получении гражданства или просто убежища. Ведь немало выходцев с Северного Кавказа, у которых возникли проблемы с российскими властями (как диссиденты, так и просто уголовники), получили паспорт с полумесяцем и звездой.

Однако Тумгоев, бросив жену, летит в Украину. Зачем?

Украинский период: и ИГИЛ уже здесь

В июне 2016-го Тимур Тумгоев вышел из самолета в аэропорту Харькова. При прохождении пограничного контроля на него сработала база Интерпола. Тумгоева задержала СБУ. О дальнейших приключениях молодого ингуша в нашей стране писано-переписано. Я обращу внимание на детали, которые потерялись в информационной пене.

Командир батальона имени Шейха Мансура Муслим Чеберлоевский, он же Эмир Муслим, под руководством которого Тумгоев якобы воевал на Донбассе, после экстрадиции ингуша в Россию рассказывал журналистам, что Тимур изначально ехал в Украину на войну со страной-агрессором. Заявлению Чеберлоевского противоречат слова одного из защитников Тумгоева – юриста Харьковской правозащитной группы Алены Ащенко. Год назад в комментарии порталу On Kavkaz она сказала, что отправиться в Украину Тимура заставили усиление миграционного режима в Турции и завершение действия его российского паспорта. А 8 мая прошлого года организаторы акции в защиту Тумгоева заявили, что их подзащитный прибыл в Украину транзитом, и если авторы заявления и я одинаково понимаем термин «транзит», задерживаться у нас парень, судя по их словам, не собирался.

Чтобы избежать обвинений в необъективности, я воздержусь от выводов о том, что означают такие «различия в показаниях». Потому что дальше мои наблюдения выводят на совсем хрупкий лед.

17 сентября, когда страсти вокруг экстрадиции Тумгоева достигли пика, националисты толкались под Генпрокуратурой с нацгвардийцами, а генпрокурор оправдывался на срочно созванном брифинге, я случайно наткнулся на статью в американском издании The Daily Beast. Она была написана осенью 2015-го, за год до прибытия Тимура Тумгоева в Украину. Статья называется «Chechen Jihadis Leave Syria, Join the Fight in Ukraine» («Чеченские джихадисты покидают Сирию, присоединяясь к боям в Украине»). Речь в ней идет, среди прочего, о боевиках «Исламского государства», которые якобы едут к нам воевать на нашей стороне.

Во время ее обсуждения в Facebook некоторые мои собеседники (да и я сам) обратили внимание на некоторые неточности в тексте, из-за которых кое-кто едва не назвал всю статью фейком и продуктом российской пропаганды. Во-первых, автор пишет о слиянии «Правого сектора» со Службой безопасности Украины. Во-вторых, автор упоминает о трех убитых и 150 раненых полицейских «во время теракта, совершенного «Правым сектором». Однако в 2015 году действительно говорилось (по крайней мере, в СМИ и соцсетях) о возможном переходе боевых отрядов «ПС» под крыло СБУ. А 31 августа 2015-го под стенами Верховной Рады двое националистов устроили теракт, в результате которого погибли четыре нацгвардийца и еще 157 человек были ранены (правда, террористы не были членами «Правого сектора»). То есть, упомянутые в статье события реальны, но автор несколько произвольно обошелся с фактами. Русское имя и фамилия автора сначала также наводит на подозрения относительно его объективности. Сайт «Миротворец» в свое время намекал на «подрывную деятельность» Анны Немцовой против Украины. В то же время российские медиа обвиняли ее в «антироссийских плясках». Я, в свою очередь, не думаю, что Немцова работает на Кремль.

Что же в той статье так «цепляет»? Автор цитирует Эмира Муслима, то есть Муслима Чеберлоевского, лидера батальона имени Шейха Мансура, в котором якобы воевал Тимур Тумгоев. Это именно тот Чеберлоевский, который через три года будет отрицать связь его бойцов с «Исламским государством». Тогда, в 2015-м, он открыто говорил, что некоторые из его собратьев прошли обучение в ИГИЛ, даже познакомил Анну Немцову с одним из таких. И выразил сожаление по поводу того, что украинская власть больше не впускает подобных персонажей в страну.

Выходит, «Исламское государство» в Украине – не выдумка кремлевских пропагандистов. Это – реальность, которой пользуется враг в своей гибридной войне. Боевики ИГИЛ не просто используют Украину как транзитную территорию; через информационную пену просматриваются их пока еще единичные попытки интеграции в пассионарные круги. Впрочем, пугает не это.

«ИГИЛ, террористы – (они) лучше, чем наша власть», - сказал Анне Немцовой один общественный деятель. Возможно, он так неудачно пошутил. А если нет, и это не только его личное мнение? Будем надеяться на милость Аллаха.

Андрей Лаврик для «Петр и Мазепа»; перевод и адаптация – CRiME


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss