В «независимости» НАБУ прослеживается чей-то шкурный интерес.
Принятый в октябре 2014 года Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» имел целью не только создание нового по сути антикоррупционного органа, но и закрепление гарантий его максимальной защищенности от воздействий действующей в стране системы власти. Именно с целью защитить новое ведомство от внешних воздействий украинский законодатель закрепил в ст. 3 Закона такой принцип деятельности НАБУ, как независимость самого Бюро и его сотрудников. Также там заложен принцип беспристрастности и справедливости, пишет в издании SITE.ua Ирина Лисняк.
Статья 4 Закона запрещает незаконное вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других физических или юридических лиц в деятельность НАБУ. Любые письменные или устные указания, требования, поручения и т.п., направленные в Нацбюро или его сотрудникам, касающиеся вопросов досудебного расследования в конкретном уголовном производстве и не предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом, являются неправомерными и не подлежат выполнению. В случае получения такого указания, требования, поручения и т.д. сотруднику Национального бюро предписано незамедлительно информировать об этом в письменной форме директора НАБУ.
Закон законом, но реальность в Украине почему-то несколько иная. И если попытки малейшего давления (даже вполне законного) представителей украинской власти на НАБУ сразу вызывают яростное сопротивление как со стороны самого ведомства и общественных деятелей-антикоррупционеров, так и со стороны посольства США, то воздействие на НАБУ с другой стороны почему-то воспринимается как должное, даже когда воздействие это касается досудебных расследований в конкретных уголовных производствах.
Совсем неожиданно случилось так, что в результате неконтролируемой утечки информации автору стала доступна переписка между директором НАБУ Артемом Сытником и представителем Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным. Эта переписка между «общественным активистом» и главой НАБУ свидетельствует о том, что в нарушение статьи 4 Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», Виталий Шабунин не просто вмешивается в работу НАБУ, но и дает директору НАБУ письменные указания, касающиеся вопросов досудебного расследования по конкретным уголовным производствам, и которые уж точно не предусмотрены законодательством.
В приложении к одному из писем, отправленных Виталием Шабуниным Артему Сытнику, есть файл с перечнем конкретных уголовных производств, среди которых отмечены те, где заявителем выступает ОО «Центр противодействия коррупции», а также другие дела, которые Шабунин называет «важными». Кроме того, Шабунин просит директора НАБУ о возможности время от времени «спрашивать» о ходе расследования по этим делам. Тема письма «Дела, о которых мы говорили» свидетельствует об их предварительное обсуждении Артемом Сытником и Виталием Шабуниным.
В частности, особый интерес Виталий Шабунин проявил к следующим уголовным производствам:
- №42015000000001283 по ч.2 ст.364 УК относительно подписания работником Генеральной прокуратуры письма, адресованного адвокату Злочевскому Н.В. (производство - детектив Павлущик В.В.);
- №42015000000002776 по ч.1 ст.364 УК относительно злоупотреблений руководства Национального банка Украины (производство - детективы Жукова В.И., Плюшкин А.Ю., Петриков А.М., Павлущик В.В., Олейник В.В. , Олейник Ф.В., Давыдчук Д.П., Куштер И.М.)
- №52015000000000021 по ч.3 ст. 368-2 УК относительно незаконного обогащения народного депутата Украины Котвицкого И.А. .;
- 52016000000000074 по ч.5 ст.191 УК в отношении должностных лиц Министерства внутренних дел Украины (производство - детектив Догойда Р.П.)
- 42016100000000329 по ст. 366-1 УК по факту декларирования заведомо недостоверных сведений председателем ГФС Р. Насировым.
Кроме того, Виталий Шабунин в своей «цедулке» Сытнику назвал «важными» такие уголовные производства:
- №42015000000001142 по ч.2 ст.364 УК относительно служебных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Украины (детектив Липина Ю.А.)
- 52015000000000002 по ч.2 ст.28, ч.2 ст.368 УК относительно служебных лиц ГП «НАЭК «Энергоатом» (детективы - Липина Ю.А., Войтюк Р.В., Шимко А.П., Витковский В. С., Нестерцов А.С., Семак И.А.);
- 52015000000000010 по ч.5 ст.191 УК относительно служебных лиц ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» (детектив - Липина Ю.А.);
- 52015000000000013 по ч.5 ст.191, ч.2 ст.364 УК относительно служебных лиц ПАО «Одесский припортовый завод» (детектив - Тебекин В.В.);
- 52015000000000014 по ч.5 ст.191 УК относительно служебных лиц ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (детектив - Трачук Б.А.)
и ряд других.
Другим письмом активист-общественник Виталий Шабунин указывает директору НАБУ на еще одно уголовное производство и отмечает, что это «очень важное дело». А важно оно потому, что «за ним смотрят американцы». Также представитель ОО «Центр противодействия коррупции» дает указание Артему Сытнику о необходимости допроса в конкретном уголовном производстве определенного лица в качестве свидетеля. В приложении к письму содержится копия заявления на имя директора НАБУ о совершении должностными лицами ряда коммерческих банков Украины преступлений в соучастии с менеджментом отдельных банков Лихтенштейна и Австрии, а также должностными лицами Национального банка Украины.
При просмотре переписки представителя ЦПК Виталия Шабунина и директора НАБУ Артема Сытника сразу возникает ассоциация с материалом под названием «Черная бухгалтерия» Партии регионов – причина краха директора НАБУ и замены посла США в Украине». В частности, в названной статье говорится о том, что «сегодня ни для кого не секрет, что деятельность НАБУ и отдельных антикоррупционных организаций, с момента их создания, рассматривается в ключе тесного сотрудничества с представителями США в Украине и «фан-клуба» НАБУ, который состоит из антикоррупционных общественных организаций и отдельных экспертов по борьбе с коррупцией, претендующих на то, чтобы быть лидерами общественного мнения». Переписка «лидера общественного мнения» Виталия Шабунина с директором НАБУ свидетельствует о том, что сотрудничество посольства США с этим матерым «антикоррупционером» и НАБУ не ограничивается только тренингами или предоставлением финансовой и материально-технической помощи. Речь идет о непосредственном вмешательстве представителей иностранного государства напрямую или через агентов влияния в ход расследований конкретных уголовных дел.
Также очень интересным является тот факт, что представителей посольства США в большинстве случаев интересуют чисто экономические дела, где можно проследить прямой финансовый интерес отдельных граждан США или американских компаний. Так, в одном из писем Виталий Шабунин интересуется уголовным производством №42015000000001283 по ч.2 ст.364 УК относительно подписания работником Генеральной прокуратуры письма, адресованное адвокату Злочевского Н.В. Напомним, что Николай Злочевский является владельцем крупнейшей в стране частной газодобывающей компании «Burisma», в совет директоров которой вошел Роберт Хантер Байден, сын вице-президента США Джозефа Байдена. Влияние Джозефа Байдена на деятельность посольства США в Украине трудно недооценить.
По словам отдельных фигурантов уголовного производства №52015000000000002 относительно служебных лиц ГП «НАЭК «Энергоатом», в основе указанного производства лежит исключительно экономическое интерес конкурентов в обеспечении их участия в поставках сырьевых материалов украинским атомным электростанциям. С 24 июля 2018 энергоблок Южно-Украинской АЭС заработал в американском топливе компании Westinghouse, а фигурантами производства НАБУ является экс-директор Южно-Украинской АЭС Виссарион Ким и еще ряд поставщиков сырьевых ресурсов, которые, после открытия уголовного производства, были вынуждены выйти из этого бизнеса.
В то же время, форсируя расследования дел, очевидно интересных их инициаторам из-за значительной бизнес-составляющей, НАБУ закрыло ряд резонансных дел в отношении украинских топ-чиновников. Это и дело о растаможивании элитного внедорожника марки «Мерседес» для жены премьер-министра Владимира Гройсмана, и дело в отношении заведомо недостоверных данных в декларации кандидата в президенты от «Оппозиционного блока» Александра Вилкула, и дело о загадочной квартире тестя нардепа Антона Геращенко, и многие другие. Удивительно, не так ли? Пожалуй, украинские коррупционеры не так интересны западным партнерам, как многомиллиардные финансовые схемы, частью которых могут стать приближенные к ним бизнес-структуры.
Дальнейший анализ и публикация переписки представителей «антикоррупционного» общественного сектора с руководством НАБУ и представителями иностранных посольств, очевидно, будут иметь далеко идущие последствия как для «шефов» Бюро, так и для других участников этих процессов. А еще сегодня можно сказать наверняка: нельзя быть хозяином у себя дома, если тобой руководят соседи. Пусть даже дружески настроенные. Потому что в первую очередь, особенно в вопросах денег, они будут отстаивать свой интерес.
Автор с нетерпением ждет ответа Артема Сытника на вопрос: кто же руководит на самом деле независимым Национальным антикоррупционным бюро? Он, Шабунин или кто-то третий? И не является ли нарушением принципа беспристрастности и независимости НАБУ «общение» его руководителя с активистом-общественником по конкретным уголовным производствам?
Ирина Лисняк, SITE.ua
Перевод и адаптация – CRiME
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.