«Исламское государство» не возникло в результате вторжения США в Ирак – это «жизнь после смерти» саддамовского режима.
На вопрос о том, кто виноват в появлении «Исламского государства», существует распространенный ответ: к активизации боевиков привело вторжение США в Ирак и свержение Саддама Хусейна. Однако, как пишет в колонке для The New York Times [CRiME цитирует по переводам Медузы и InoPressa] специалист по Ближнему Востоку Кайл Ортон, предпосылки появления организации сложились задолго до американского вторжения. По мнению Ортона, ключевым фактором, приведшим к появлению ИГ, стала исламизация Ирака в последние 15 лет правления Хусейна.
Читайте также:
- Минфин США: «Исламское государство» торгует нефтью с Асадом
- Волну терроризма в Европе и США инспирировал Кремль. Свидетельство офицера ФСБ (+видео)
Арабская партия Баас, пришедшая к власти в Ираке в результате переворота в 1968 году, изначально придерживалась светских взглядов. Однако при Саддаме Хусейне (он возглавил Баас в 1979 году) ситуация изменилась. Уже в начале 1980-х, на фоне войны с Ираном, Хусейн начал заключать тактические союзы с исламистскими движениями, а в 1986 году было официально объявлено о переориентации внешней политики в сторону сотрудничества с организацией «Братья-мусульмане».
Одновременно с изменениями во внешней политике в Ираке шла внутренняя исламизация. Как пишет Кайл Ортон, сперва это выражалось в том, что иракские СМИ перестали называть Ирак светским государством. Затем войну с Ираном начали называть джихадом. Кульминацией перемен стала смерть в 1989 году основателя партии Баас, Мишеля Афляка. Афляк был христианином и жестким противником исламизации. После его смерти Хусейн объявил, что перед кончиной Афляк принял ислам.
Окончательно от светской идеологии Баас в Ираке отошел в середине 1990-х, когда Хусейн начал «кампанию за возвращение веры» — движение, переориентировавшее партию на политический консерватизм и исламизм. В стране развернулось масштабное строительство мечетей, за священнослужителями закрепилась роль общественных лидеров. Были приняты законы, вдохновленные нормами шариата: ворам отрубали руки, гомосексуалов сбрасывали с крыш, проституток обезглавливали на площадях. Подчеркнуто суннитский характер кампании привел к окончательному разрыву отношений с шиитским населением страны.
Одним из менее известных аспектов "Кампании за исламскую веру" было внедрение в мечети сотрудников военной разведки. К моменту падения правительства Хусейна органы безопасности глубоко прониклись салафизмом.
Именно эти подвергшиеся влиянию салафизма бывшие сотрудники военной разведки - во главе с Самиром аль-Хлифави, известным как Хаджи Бакр, который стал так называемым заместителем халифа и был убит в 2014 году - планировали масштабное проникновение "Исламского государства" в Сирию.
Как полагает Кайл Ортон, правительство Саддама Хусейна не было инициатором «возвращения веры» — во многом, это была попытка подстроиться под общественное мнение. В 1990 году, после вторжения в Кувейт, в отношении Ирака были введены санкции, и обращение к религии было одной из реакций населения на внешнее давление. «Однако то, что начиналось как циничная попытка режима опереться на суннитские племена, со временем начало жить собственной жизнью, — пишет исследователь. — В результате Ирак превратился в исламистское государство».
Читайте также:
- Террористы из ИГИЛ закупаются у «коллег» из «Новороссии» бланками паспортов и оружием
- РПЦ призывает построить в России православно-советский халифат
Одновременно с проведением кампании за возвращение веры режим Хусейна создавал различные механизмы и организации для обхода международных санкций. Например, появились военизированные формирования, такие как «Фидайин Саддам» — они состояли из суннитской молодежи, подчинялись напрямую президентскому дворцу и использовались для контрабанды санкционных товаров и для устранения политических оппонентов.
К концу 1990-х, по мере того, как баасизм терял влияние в Ираке, сторонники Саддама Хусейна приняли новую идеологию — салафизм (салафиты — движущая сила ИГ). К моменту свержения режима Хусейна под влиянием салафизма оказалось большинство иракских силовиков. Именно эти люди затем вступили в «Аль-Каеду» (организация запрещена в России) — причем вступили из идейной убежденности и оставались преданными организации до самого конца.
Фактически, именно политика Хусейна в отношении иракских племен и религиозных течений создала в стране благодатную почву для появления вооруженного салафитского движения. В появлении «Исламского государства» сыграли роль и племена, и организованная преступность, и военизированные формирования, созданные с целью не допустить шиитского переворота. «Исламское государство», заключает Кайл Ортон — не следствие свержения режима Хусейна, а загробная жизнь этого режима.
«Да, после расформирования в 2003 году иракской армии профессиональные военные примкнули к суннитскому вооруженному движению. Правда и то, что „Аль-Каеда в Ираке“, из которой потом появилось ИГ, вербовало сторонников в американских тюрьмах, где под плохим присмотром содержались бывшие функционеры режима. Но не менее важно и то, что люди, пришедшие к власти в ИГ, были радикализированы раньше — еще при Хусейне».
Источник иллюстрации: ria.ru