В финансовом учреждении Юрия Родина и Марка Беккера происходят темные дела.
Отмывание денег, украденных олигархами, далеко не самые «стрёмные» вещи, происходящие в одесском банке «Пивденный». Как пишут в совместном обзоре для CRiME`а и [громких дел] Арсен Павлив и Иван Помидоров, случались тут вещи и оболее драматические.
13 января 2016 года 37-летняя начальница отделения №15-29 банка “Пивденный” в Одессе Надежда Гринюк внезапно умерла от гриппа. На следующее утро ее спешно похоронили. А 20 января 2016 года департамент безопасности банка обратился в правоохранительные органы Одессы с заявлением на покойницу, обвиняя ее в единоличном хищении колоссальных сумм со счетов вкладчиков. Так началась самая громкая банковская афера Одессы, которая может завершиться в Генеральной прокуратуре резонансным “делом банкиров”, писал в интернет-издании «Версии» Сергей Николаенко.
Читайте также: Большая игра. Темные дела олигарха Иванющенко и банкира Родина
Банк «Пивденный» – не какая-нибудь шарашкина контора. Он основан в 1993 году. Входит в топ-20 банков по вкладам населения – 3,3 млрд. грн. Имеет более 120 отделений по всей Украине и около 2300 человек персонала.
У банка много мелких акционеров, в том числе граждан Европы, но основные – это одессит Юрий Родин, который формально контролирует 38,2% акций банка, а на самом деле – до 53,7%; его дочь Алла Ванецьянц (13,88% акций) и деловой партнер Марк Беккер (23,56% акций). Ранее крупным акционером (до 10% акций) был Вадим Мороховский, возглавлявший банк 12 лет подряд, но в 2011 году с ним расстались. И теперь в списке акционеров он не числится.
Отставка Мороховского произошла через месяц после неудавшегося покушения на немецкого бизнесмена Александра Лихта, с которым у банка был серьезный конфликт. Лихт требовал возбудить против Родина, Беккера и Мороховского уголовное дело и арестовать их активы в странах ЕС.
14 сентября 2011 года автомобиль немца расстреляли на 40-м километре Одесской трассы, когда он возвращался в Киев после встречи с представителями “Пивденного”. В банке уверяли, что покушение и конфликт – просто досадное совпадение.
Александр Лихт — директор немецкой компании «Гис».
«У меня прошла встреча с главным юристом банка «Пивденный», - рассказал журналистам потерпевший. - Мы обсуждали вопрос об одной спорной финансовой ситуации. После встречи я выехал в Киев. На 40 км трассы меня подрезал другой автомобиль, вынудив остановиться. Из машины вышли люди с автоматами в руках. Я открыл двери машины и бросился бежать. Раздались выстрелы. В результате автомобиль получил многочисленные пулевые пробоины. Сам я не пострадал, хотя и пережил сильное нервное потрясение. Других интересов в Одессе, кроме истории с банком «Пивденный», я не имею».
После покушения Александр Лихт от греха подальше выехал в Германию. А уже в 2012 году правоохранители переквалифицировали покушение на убийство в… инсценировку преступления (подробнее читайте тут).
Что касается хищений денег вкладчиков, то в 2009 году в отделении банка в Днепре по поддельному договору поручительства были сняты 336 тыс. долл. со счета компании «Юг-стекло». Уголовное дело о мошенничестве должностными лицами “Пивденного” закрыли якобы по устному распоряжению тогдашнего прокурора Днепропетровской области Михаила Косюты (до этого – прокурора Одесской области).
Совсем недавно, в июне 2016 года, получил огласку очередной инцидент: в одном из отделений банка в Одессе клиенты обнаружили пропажу крупной суммы денег из депозитарной ячейки.
Банк к неприятной новости отнесся философски, намекнув, что клиент мог разыграть спектакль: “в связи с частыми злоупотреблениями такой информацией для выявления всех обстоятельств инцидента банк проводит как внутреннее расследование сотрудниками безопасности банка, так и обратился в правоохранительные органы с соответствующим заявлением...”.
Читайте также: Олигарху Иванющенко не удалось спрятаться за Олегом Гресём и Юрием Родиным
Судя по всему, обращение в местные “органы” с заявлением о пропаже денег клиентов и попутно намек на их возможную нечистоплотность – обычная тактика “Пивденного”.
Она была использована и в истории с хищением денег вкладчиков Надеждой Гринюк.
Как сказано выше, 13 января 2016 года 37-летняя начальница отделения №15-29 внезапно умирает от обычного гриппа. Печальное событие происходит удивительно “вовремя”, поскольку через несколько дней у некоторых постоянных вкладчиков заканчивается срок крупных депозитов. Обратившись в банк, они узнают, что их денег там нет. Маховик скандала закручивается с невероятной быстротой.
Вскрылись поражающие воображение схемы, по которым обворовывались вкладчики. Кому-то выдавали липовые депозитные договора, а счета не открывали (наличные просто “прятали под стол”). Другие получали фиктивные доп. соглашения. Третьим депозиты тайно превращали в текущие счета (начисляя штрафные санкции) и таким способом снимали деньги. Чтобы обойти ограничение Нацбанка на снятие наличных не более 150 тыс. грн. в один операционный день, деньги одних вкладчиков перегоняли на счета других.
На сегодня достоверно известно о двух десятках обворованных вкладчиков. Это И.Н. Спектр, Ф.Г. Кудсие, Э.М. Кудсие, Г.В. Гравцов, Е.В. Кулаженко, Н.В. Лебедева, И.Ю. Фиалко, В.И. Фиалко, Ю.Н. Макаров, И.А. Миронова, Т.В. Чимчук, Н.В. Лотоцкая, М.Ф. Лотоцкий, С.М. Лотоцкий, Т.С. Котова, А.А. Сапсович, А.А. Сапсович (дочь), Н.М. Ануфриева, Г.М. Кудря, А.П. Панайотова, В.М. Васильченко.
Общий ущерб оценивается приблизительно в 2,7 млн. евро, 1 млн. грн. и 3,5 млн. долл. Сколько всего пострадавших и какая сумма украдена на самом деле, достоверно не известно. Возможно, еще не все знают, что их деньги похищены, или предпочитают молчать об этом во избежание других неприятностей.
Тем более в “Пивденном” не стесняются намекать, что не доверяют своим клиентам. В документах внутреннего аудита можно встретить фразы типа: “в связи с истечением срока хранения кассовых ордеров не представляется возможным сверить подписи... таким образом, отсутствуют основания для предположения о том, что средства в сумме 300 тыс. грн. могли быть сняты третьим лицом”.
Кражу денег банк вынужденно признает только там, где отвертеться уже невозможно. Например, если сохранились поддельные подписи на кассовых документах, либо система зафиксировала безналичный перевод с депозитного счета на текущий (откуда деньги в дальнейшем похищались), а платежные поручения клиентов на этот перевод отсутствуют.
Читайте также: Банкир Родин обогатился на преступной схеме
Почему власти закрывали глаза на проделки в банке Юрия Родина и Марка Беккера во времена Януковича, абсолютно понятно из наших предыдущих публикаций: через «Пивденный» и латвийский Regionala Investiciju Banka AS, фактически принадлежащий Родину, из Украины в оффшоры выводились деньги казнокрадов. Таких как, например, Юрий Иванющенко. Но почему уголовные производства по фактам махинаций в «Пивденном» буксуют сейчас? Кто и почему «крышует» одесских банкиров-вредителей?
В принципе, у нас ответы на эти вопросы есть. Так что…
…продолжение следует.
Подготовили Иван Помидоров и Арсен Павлив специально для CRiME`а и [громких дел]