Аннтикоррупционеры-законники объявили друг другу войну.
Глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий "сливал" информацию о готовящихся обысках и давил на должностных лиц. Об этом якобы свидетельствуют данные с записей, сделанных «жучками» в кабинете руководителя САП. По крайней мере, так утверждает в интервью «Зеркалу недели» директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, передает «Украинская правда».
"Во-первых, речь идет о сливе информации о готовящихся обысках тем людям, у которых эти обыски должны были проводиться. Во-вторых, о давлении на определенных должностных лиц для принятия ими определенных решений", - говорит глава НАБУ.
По его словам, давил Холодницкий, прежде всего, на прокуроров.
"Есть прокуроры, которые хотят нормально работать, но лица, занимающие административные должности в САП, не дают им этого делать. Прокурор приносит "наверх" проекты подозрений, но вместо рассмотрения получает нагоняй, и дело тормозится", - рассказывает Сытник.
Он рассказал также, что на записях речь идет о давлении на суд для принятия незаконных решений. В частности, для того, чтобы суд не рассматривал ходатайство детективов НАБУ о проведении обыска у "лица, которое является другом Холодницкого".
Кроме того, сообщает директор НАБУ, зафиксировано подстрекательство Холодницким свидетеля к даче неправдивых показаний.
"Это лишь короткий перечень того, что зафиксировано на этих записях", - отмечает Сытник.
По его словам, в частности речь идет о деле Геннадия Труханова и хищения средств чиновниками мэрии Одессы; о квартире-взятке для и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун; о деле фирмы "Золотой мандарин", которую связывают с нардепом Логвинским; о расследованях, связанных с е-декларациями топ-чиновников.
Также, заявляет директор НАБУ, Холодницкий тормозил дело по переуступке долга частной компании за электроэнергию, поставленную "Черкассыоблэнерго" промышленным потребителям, и одно из дел о закупках топлива для "Укрзализныци".
"Сложно представить, что бы мы могли услышать, если бы записи велись не четыре недели, а четыре месяца", - отметил глава бюро.
"Долгое время мы догадывались. В лицо этот человек говорил одно, а делал совершенно другое. Тормозились расследования, месяцами не подписывались документы… Некоторые подозрения не подписывались в течение полутора-двух лет, валяясь мертвым грузом", - сетует Сытник.
При этом, отмечает он, факты передачи денег записывающие устройства не зафиксировали.
По словам Сытника, содержание разговоров в кабинете руководителя САП является основанием для привлечения его как к уголовной, так и к дисциплинарной ответственности.
"Вопрос об уголовной ответственности и сообщения о подозрении — в данном случае в компетенции Генеральной прокуратуры", - отметил он.
В то же время генеральный прокурор Юрий Луценко попросил Квалификационно-дисциплинарную комиссию рассмотреть вопрос о снятии с должности руководителя Специальной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Об этом, как передает «Украинская правда», он написал в Facebook.
"В рамках уголовного производства, которое расследуется общей группой ГПУ и НАБУ о по добытыми в ходе следствия фактам, которые должным образом рассекречены, в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров за подписями Генерального прокурора и директора Национального антикоррупционного бюро сегодня направлены дисциплинарные жалобы о совершении руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назаром Холодницким дисциплинарных проступков", - написал Луценко.
"В своем представлении прошу КДКП рассмотреть вопрос о снятии Н. Холодницкого с должности заместителя Генпрокурора - руководителя САП", - заявил Генпрокурор.
Пока остается неясным вопрос, как будет функционировать САП и НАБУ при увольнении Холодницкого. Руководитель САП согласовывает подозрения высшим должностным лицам и определяет прокуроров на осуществление НАБУ.
Но процессуально он это делает как заместитель генерального прокурора. Поэтому любой из его заместителей, даже в статусе и.о. руководителя САП, не сможет выполнять функции заместителя генерального прокурора.
Кроме того, руководителя САП не может заменить любой другой заместитель генпрокурора. Фактически, единственной процессуальной фигурой, которая может заменить Холодницкого остается лично глава ГПУ Юрий Луценко.
Но ему законом напряму запрещено вмешиваться в работу САП.
"Единственные полномочия, которые будут у генерального прокурора на период проведения нового конкурса, — это назначение конкретного прокурора из числа прокуроров САП по конкретным уголовным производствам", - добавил Сытник.
Директор НАБУ отметил, что Генпрокурор не может его не назначить, поскольку это формальное административное действие, которое им осуществляется.
По его словам, все остальные решения по делу уже принимает сам назначенный прокурор.
В свою очередь руководитель Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что будет настаивать на публичном рассмотрении Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров рассмотрения жалобы относительно него и пообещал прокомментировать "каждое слово" в обвинении. Об этом он сказал на брифинге в пятницу, передает «Украинская правда».
По его словам, он узнал о жалобе генпрокурора Юрия Луценко к КДКП из соцсети Facebook.
"Руководители двух ведомств синхронно направили жалобу об увольнении меня с должности. Я ее еще не видел и комментировать ее суть пока не могу", - сказал Холодницкий.
"Я буду настаивать на публичном рассмотрении этой жалобы и обещаю ответить на каждое слово", - сказал руководитель САП.
Он отметил, что его удивляет видение директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника по поводу того, что происходит в САП.
Холодницкий отметил, что еще не дочитал интервью Ситника, но "удивлен теми заявлениями", которые озвучил директор НАБУ.
Главный антикоррупционный прокурор продемонстрировал заявление об увольнении и отметил, что не держится за должность.
"У меня в сейфе есть заявление, написанное 2 декабря 2015 года, в первый день работы. На нем нет подписи генпрокурора и нет даты. Это своеобразный стимул не держаться за кресло", - сказал Холодницкий.
Он добавил, что будет требовать законных и справедливых результатов расследования.
По его словам, все обвинения против него не обоснованы, поскольку все что делал, это "требовал достаточной доказательной базы от коллег" в тех делах, которыми они занимались.
"Однако во многих случаях, прячась за громкими именами и задержаниями, коллеги не думали о доказательной базе", - заявил Холодницкий.
Руководитель САП отметил, что именно из-за слабых доказательств расследования длились месяцами и заканчивались ничем.
Холодницкий подчеркнул, что не собирается бежать.
Также он добавил, что его защитники еще разберутся в законности прослушки в кабинете.
Вместе с тем он уверяет, что на аудиозаписях, полученных путем прослушивания его кабинета нет криминала кроме разве нецензурных слов.
"На этих записях вы не услышите ни одного факта вымогательства мной взяток, занесения мне чемоданов с деньгами в кабинеты. Ни одного предложения этого рода", - цитирует Холодницкого «Украинская правда».
"Что есть на этих записях? Возможно, там есть нецензурное общение. В том числе и с подчиненными при обсуждении каких-то производств. Но извините, наше грязное болото коррупции белыми перчатками вычистить трудно", - подчеркнул он.
Руководитель САП отметил, что "как обычный человек, также умеет ругаться".
"Такая у нас работа. Но публично вы не услышите от меня брань", - сказал Холодницкий.
Руководитель антикоррупционной прокуратуры отметил, что еще не видел текстов жалоб Генпрокуратуры в Квалификационно-дисциплинарную комисию прокуроров, но готов отвечать за свои слова и действия.
"Посмотрим, что будет в жалобе дисциплинарной. Я прокомментирую каждое свое слово и каждое действие, которое за этим словом последовало. Но это должны быть не вырезки слов, а разговоры целиком".
Подготовил Антон Лузер, CRiME