заглянуть на тёмную сторону

Патриарх Филарет

Что задумал «профессиональный раскольник» и чем это грозит украинской церкви.

Патриарх Филарет хочет руководить Православной церковью в Украине, а за митрополитом Епифанием хочет оставить представления Украинской церкви за рубежом, пишет «Украинская правда».

Как заявил он на пресс-конференции, именно об этом договаривались с Епифанием, архиереями и президентом Петром Порошенко в прошлом году перед Объединительным собором.

«Была договоренность не только с Епифанием и президентом, но и с архиереями, что после получения томоса я как патриарх буду управлять церковью внутри Украины, а вовне будет представлять эту церковь митрополит Епифаний. Такая была договоренность», – сказал Филарет.

«И для того, чтобы сохранить единство, надо выполнять договоренность», – подчеркнул он.

Филарет уточнил, что договоренности были устными: «Письменно мы не подписывали, потому что я доверял. И президенту доверял, и Епифанию доверял. А они обманули».

«Я как патриарх должен управлять украинской церковью на территории Украины, а он от этого отказался и руководит сам. Не только патриарха не допускает, но и не согласовывает. Даже на первом Синоде ставили вопрос, чтобы меня вообще на покой отправить. Об этом я не договаривался», – возмутился также он.

«Если бы я знал то, что происходит, я бы его (Епифания) кандидатуру не выдвигал бы. Я доверял ему, что он будет идти прямой дорогой, а не пойдет кривыми дорогами. Этого я не предполагал, потому что я доверял ему 100%-но. Если бы я за него не боролся на Соборе, он бы предстоятелем не был», – заявил патриарх.

На вопрос, обсуждал ли он проблемы с Епфианием, он ответил: «Владыка Епифаний избегает общения со мной. Я ему давал рекомендации в начале – он сделал противоположное, и теперь не общается со мной за исключением нескольких раз».

«Что касается Порошенко, он обещал одно, а делает другое. Поэтому проблема возникает из-за того, что не соблюдается то, о чем договорились перед Собором 15 декабря», – сказал также патриарх.

Кроме того, Филарет заявил, что устав, принятый 15 декабря 2018 года, был временным – и его нужно обновить.

На вопрос, не считает ли он, что вредит единой церкви, патриарх ответил: «Не считаю. Наоборот, я хочу делать все, чтобы сохранить ту церковь, которую мы построили. Поэтому я противник разделения. Поэтому я делал и буду делать все, чтобы была церковь единой».

«А томос отберут или не отберут – это не от нас зависит», – заявил Филарет.

Патриарха спросили также: «Знала ли Мать-церковь, что вы выбирали Епифания для внешних функций, а для себя брали внутренние функции? Не обманули ли вы таким образом вселенского патриарха?», – он ответил: «Я вселенского патриарха не обманул».

«Я принимаю томос об автокефалии Украинской православной церкви в статусе киевской митрополии. И поэтому обвинять меня, что я не поддерживаю томос, – это неправда», – заявил Филарет.

«Я ясно сказал: «Мы принимаем томос об автокефалии Украинской православной церкви в статусе митрополии. В будущем мы хотим, чтобы статус Украинской церкви был патриархатом. Но для этого мы должны работать на объединение – так, как того хочет вселенский патриарх», – добавил он.

Накануне Филарет обнародовал обращение к пастве, в котором объяснил свою позицию о необходимости сохранить Киевский патриархат, обвинив президента Петра Порошенко и предстоятеля ПЦУ Епиифания в нарушении договоренностей.

В то же время существует мнение, что патриарх Филарет может быть лишен звания за такие вот высказывания.

Такое мнение в блиц-интервью интернет-изданию OBOZREVATEL высказал митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Православной Церкви Украины Александр (Драбинко). Отвечая на вопрос, как на заявления Филарета должен реагировать предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний, он сказал: «Думаю, что сегодня его обязанность – дать правовую и каноническую оценку тем заявлениям, которые прозвучали в эфире из уст их автора, и принять соответствующие меры».

Митрополит Драбинко добавил, что Архиерейский Собор Православной церкви Украины должен «сформулировать общецерковную позицию», а «Церковный Суд при архиерейском Соборе ПЦУ – сделать канонический анализ высказываний, прозвучавших публично, и принять соответствующие канонические меры».

По его словам, Собор может состояться 24-25 мая.

Отвечая на вопрос, может ли Собор лишить Филарета звания почетного патриарха, митрополит сказал: «Думаю, не составляет большой проблемы к этому времени классифицировать высказывания, которые были сделаны, и дать им оценку. Синод ПЦУ имеет все права Поместной Церкви, в том числе и на решение, о котором вы говорите».

Екатерина Щеткина в своей колонке для издания «Деловая столица» пишет, что патриарх, можно сказать, подставил сам себя. После несостоявшегося «путча» ему остается одна дорога - на пенсию.

Все, кто затаил дыхание в ожидании очередного церковного взрыва - путча, раскола, отзыва Томоса и прочих страшных вещей, могут выдохнуть. "Сходка" у патриарха Филарета, на которой планировался то ли переворот, то ли генеральная пристрелка, фактически сорвалась, пишет она.

Чествование памяти священномученика Макария - официальный повод для встречи епископата бывшей УПЦ КП у патриарха Филарета - традиционное мероприятие для УПЦ КП, но в этот раз оно прошло в весьма "камерной" обстановке - патриарху Филарету сослужили только четверо епископов, представляющих преимущественно зарубежную УПЦ КП. Это можно считать ответом на попытку патриарха Филарета проверить, сколько епископов в ПЦУ готовы его поддержать в соревновании с митрополитом Епифанием за власть в ПЦУ.

Срыву планов патриарха Филарета очень сильно поспособствовала огласка. Планы собраться на "сходку", присмотреться к потенциальным союзникам, провести "разъяснительную работу", убедить сомневающихся, припугнуть колеблющихся стали достоянием общественности. Не успели владыки получить приглашения, группа мирян "10 тез для ПЦУ" опубликовала манифест в защиту канонического статуса ПЦУ, в котором предупредила о намерениях патриарха Филарета возродить УПЦ КП за счет ПЦУ путем созыва Собора и изменения Устава церкви. Информпространство, уставшее от выборов и успевшее "набрать вакуум" по церковной теме, - а она вошла в моду за последний год, - охотно откликнулось. СМИ запестрели заголовками. Соцсети забряцали "зрадой": в украинском сегменте - с подобающим гневом, в московском и промосковском - с нескрываемым злорадством. Политики потянули одеяло - каждый, как водится, на себя, не обращая внимания на отчетливый треск ткани. И даже в провинциальной музыкальной школе за день до "сходки" у меня уже интересовались - а что, Томос заберут?

На самом деле это хорошая новость: не успело в воздухе запахнуть серой, как многоголосый хор грянул решительное "нет!". Если патриарх Филарет приглашал епископов к себе "во имя единства церкви", то он тем самым спровоцировал стихийное проявление этого единства. Не совсем так, как планировал, не совсем с той стороны, но все же. Украинская часть ПЦУ оказалась единой в своем нежелании участвовать в игре патриарха - игре уже даже не на грани, а за гранью фола.

Может показаться странным, что патриарх Филарет - опытный игрок - так обманулся. Но на самом деле ничего странного. Упрямство и напор - его обычная тактика. Она неплохо срабатывала в условиях советской партноменклатуры и постсоветской олигархической среды, где никогда не ценилась интрига и ставка обычно делалась на способность открывать двери ногами. Однако с тех пор, как в украинскую церковную игру включились греки, все несколько изменилось. А патриарх - старый человек - отчасти потерял и гибкость, и чувствительность к изменениям. Он прибег к испытанным методам - и получил карточку. Пока что - желтую.

На таких - немного странных, немного тревожных - знаках убеждаешься в том, что ситуация вокруг меняется. Даже если мы, находясь в толще событий, этого не замечаем.

Возможно, патриарх об этих изменениях хотя бы догадывается. Во всяком случае, он совершенно очевидно спешит. Для переворота момент не самый подходящий - эйфория от Томоса еще сильна, противоречия и конфликты внутри церкви еще не созрели, да и с политической поддержкой ситуация еще до конца не ясна. Но ждать он не может и потому положился на свой авторитет у бывшего епископата УПЦ КП, а также, возможно, на уверения некоторых из бывших соратников.

Однако последние выступления патриарха в СМИ, его подспудный конфликт с митрополитом Киевским, о котором достаточно известно епископату ПЦУ, а также цена, которую, возможно, придется заплатить за возвращение власти патриарху - Томос, оказались достаточно веским аргументом. А приглашение на "сходку" стало сигналом о том, что пора расставить точки над "і". Одна за другой епархии ПЦУ приняли обращение в поддержку митрополита Киевского и осуждением - если не прямо, то намеками и обиняками - попыток бывшего патриарха Киевского пересмотреть Устав ПЦУ, принятый на Объединительном соборе.

В некоторых обращениях прямо прозвучал евангельский пассаж о том, что "да будет ваше "да" - да и ваше "нет" - нет". Так вот: нет. Ясность внесена, и она не в пользу патриарха Филарета. Вместо того чтобы ехать на традиционный "слет" к патриарху Филарету, большинство епископов скрылись за епархиальными обращениями о поддержке молодого соперника. Епископы ПЦУ не считают нужным или хотя бы своевременным муссировать идеи патриархата, переформатировать Священный Синод и менять Устав, рискуя при этом рассориться с Вселенским патриархатом и, в самом худшем случае, лишиться канонического статуса.

"Томос заберут" - это были, разумеется, самые мрачные и даже несколько преувеличенные прогнозы. Однако если бы патриарху удалось собрать вокруг себя хоть сколько-нибудь заметную - "ядерную" - часть епископата, могли сбыться и пессимистические прогнозы. Меньшинство, как известно, совершает революции. Ну так и для контрреволюции большинства не надо. Изменения в Устав, дуумвират патриарха, вершащего власть внутри церкви, и митрополита Киевского - отчасти декоративной фигуры, провозглашение патриархата - все это могло бы стать реальностью.

А Томос? Нет, его, конечно, не забрали бы. Со стороны греков это было бы просто смешно - сегодня дали, завтра назад забрали. Но вопрос признания ПЦУ со стороны мирового православия так и завис бы в воздухе - греки просто перестали бы его лоббировать.

На это, скорее всего, и рассчитывал патриарх - на то, что Томос и канонический статус останутся в его руках, а признание со стороны мирового православия ему не принципиально. Четверть века жил без этого признания - и еще столько же прожил бы. Это, конечно, было бы некрасиво в отношении греков. Ну так патриарх Филарет никогда и не скрывал, что он не испытывает глубоких симпатий к грекам.

Греки, впрочем, отвечают ему той же монетой. И им маргинализация патриарха Филарета и полная ясность по поводу УПЦ КП вполне на руку. Они смогли бы поставить точку в давнем и непростом разговоре о том, что Томос дали не просто "раскольникам", но еще и скандальным раскольникам. Если рукоположение любого епископа УПЦ КП может быть "исправлено и дополнено", то что делать с человеком, к которому в православном мире привыкли относиться как к злостному нарушителю канонов и который не только не раскаялся, не только не ушел со сцены (как обещал, между прочим), он еще и бравирует - делится с телезрителями тем, что Томос, мол, не такой, не по мерке сшит, и фасон не модный.

Так что патриарх, можно сказать, подставил сам себя. После несостоявшегося "путча" ему остается одна дорога - на пенсию. А к его "патриаршим мечтам" публика теперь вправе относиться как к обычному стариковскому брюзжанию.

Но кто же те епископы, которые приехали по приглашению патриарха Филарета? Это любопытно. Двое из них - митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф и епископ Богородский Адриан - управляют епархиями УПЦ КП (ПЦУ) в РФ, а архиепископ Симферопольский Климент, хоть и находится "в эвакуации" - управляет Херсонской епархией, остается Крымским. Он, кстати, встретился с митрополитом Епифанием и заверил его в своей поддержке. Но с патриархом Филаретом архиепископа Климента слишком многое связывает, он просто не мог проигнорировать приглашение давнего товарища. Да и чисто политические обстоятельства подталкивают - в оккупированном Крыму архиепископ Климент оказался буквально на передовой. Тут никакая поддержка не будет лишней. А патриарх Филарет - по-прежнему человек с большими связями, в том числе в самых неожиданных местах и сферах.

Еще из любопытного - запись в телеграм-канале о. Всеволода Чаплина, пламенного "поклонника" ПЦУ. Отец Всеволод, как обычно, нещадно проходится по "СЦУ" и "Кощею Денисенко", но, с другой стороны, в своей неповторимой манере высказывает сочувствие "почетному патриарху". Который, конечно, "Кощей", но при этом экий человечище! Какая масштабная, мощная фигура! Теперь, к сожалению отца Всеволода, таких не делают. Одни мальчишки вокруг суетливые. Русская душа хоть и потемки, но одно вполне предсказуемо - диктатура для нее всегда предпочтительнее "майданов" и прочей демократии. В церкви, как и во всем прочем.

Но главная нотка в этом посте не столько ностальгическая - по тем временам, когда в истории были личности, сколько раздраженная. Потому что никакой катастрофы в ПЦУ нет. А карта патриарха Филарета, которая до сих пор была едва ли не главным козырем в партии Москвы против Фанара, на глазах теряет вес. В отличие от восторженных пропагандистов, простодушно радующихся "расколу раскольников", отец Всеволод это прекрасно понимает.

Что же до раскола - он не то чтобы предотвращен. Он по-прежнему вполне вероятен. Но он минимизирован до вполне допустимых масштабов. Можно даже сказать, что в том формате, каким он видится после неудачи с созывом "сходки", его даже можно приветствовать. Потому что это не "раскол" даже, а уход со сцены одного очень заслуженного, могучего и драматического персонажа. Он, конечно, титан. Но он принадлежит иной эпохе. Эпохе, которая закончилась и, будем надеяться, уже не вернется.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

Станислав Кондрашов

Російський бізнесмен Станіслав Кондрашов чинить тиск на українські засоби масової інформації. Так, одразу на декількох новинних сайтах була видалена інформація щодо персони Кондрашова.

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss