Заметая следы, проворовавшиеся финансисты организовали «миграцию» своих уголовных дел.
Новость «СБУ грубо нарушает законы по безвизовому режиму» наверняка осталась незамеченной широкой публикой, пишет Егор Карнаухов на сайте «Аргумент». В «теле» новости, распространенной в понедельник, 14 марта рядом украинских интернет-ресурсов, речь шла о том, что Служба безопасности Украины не выполняет Закон Украины. Полное название которого — «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины по выполнению рекомендаций Европейского Союза по выполнению Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно уточнения подследственности органов предварительного расследования».
Этот закон, в частности, предусматривает целый перечень статей Уголовного Кодекса Украины, по которым Служба Безопасности Украины лишается права осуществлять досудебное расследование. Таково, мол, одно из требований ЕС для введения между Украиной и Евросоюзом безвизовых отношений.
Читайте также: Тайна «17 канала». Как скупщик автохлама создал прокремлевский телерупор
Как типичный пример такого безобразия приводится уголовное производство за номером 42015100000001149, зарегистрированное 06.01.2016 г. Это производство якобы в нарушение закона было передано следователям Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области. А следователи СБУ проводят расследование по статье 364-1 УК Украины, которая в соответствии с требованиями обновленного КПК Украины, не подследственна органам СБУ, потому что это противоречит принятому 10 ноября 2015 года закону. Далее следуют далеко идущие выводы о «безвизе» с ЕС ... И толстый намек СБУ, чтобы те прекратили следствие и передали все материалы «по подследственности».
Очевидно, что эта новость адресовалась не широкому кругу читателей; у «послания» был конкретный адресат и конкретная задача«. Например, дружественный к фигуранту уголовного производства прокурор, ссылаясь на «публикацию в СМИ», может попытаться истребовать материалы следствия «для изучения» или «принятия решения». Или руководство МВД может обратиться к руководству СБУ с предложением немедленно пресечь нарушение законности и «передать дело по подследственности» — то ест в МВД. Каким бы ни был сценарий использования информационной «заказухи», ее цель очевидна: отсечь СБУ от расследования конкретно этого уголовного дела.
Автора заинтересовало уголовное производство, ставшее символом «шлагбаума» на пути обретения Украиной безвизовых отношений с ЕС. И вот что выяснилось.
Действительно, уголовное производство № 42015100000001149 (регистрация от 06.01.2016 г.) расследуется столичным главком СБУ. Предмет расследования — масштабные хищения средств стабилизационных кредитов, выданных Нацбанком Украины банку «Киевская Русь» в бытность и.о. главы НБУ Степана Кубива (ставленник «Батькивщины», на заре карьеры — комсомольский функционер, работник Львовского обкома ВЛКСМ(У).
Как следует из ряда определений следственных судей о выемке документов, подтверждающих выведение средств из банка «Киевская Русь», предметом интереса следствия являются ряд лиц и компаний, а так же один заграничный банк с дурной репутацией. При этом все эти юридические лица так или иначе связаны с экс-председателем "ПАО «Банк «Киевская Русь» Братко Виктором Ивановичем.
Читайте также: Коррупционная история олигарха Кадырова
Кратко о банке. ПАО «Банк «Киевская Русь» имеет репутацию «карманного» банка Евгения Бакулина и Юрия Бойко — экс-руководителей НАК «Нафтогаз» и Минэнерго времен Януковича соответственно. Хотя юридически банк является бизнесом семьи Братко. Основной акционер банка «Киевская Русь» — Виктор Братко руководит структурой с 1996 года. С 2000-го работает в банке и Братко Владимир Викторович — сын Виктора Ивановича.
Он — заместитель председателя правления. Расцвет этого семейного предприятия пришелся на президентство Виктора Януковича, когда банк «Киевская Русь» стал стремительно наращивать активы. А так же стал «уполномоченным» банком руководства НАК «Нафтогаз Украины», концентрируя на своих счетах миллиардные суммы национальной газодобывающей компании. Почему руководство «Нафтогаза» аккумулировало средства не в государственном банке, а в частном, да еще и «второго уровня»? Рискнем предположить, что именно этот частный банк мог обеспечить Е. Бакулину и Ю. Бойко необходимый персонально им уровень банковской тайны.
С бегством Януковича в Ростов благоденствие банка закончилось. 21 марта 2014 года отрудники МВД задержали Евгения Бакулина по подозрению в связях с преступной группой, нанесшей ущерб государству на сумму около $4 млрд. В ходе следствия и выяснилось, что средства «Нафтогаза» хранятся в «Киевской Руси». Правда, уже через месяц Е. Бакулин оказался на свободе — расстаралась Генпрокуратура Украины, закрывшая уголовное производство в отношении этого соратника Юрия Бойко, так же ставленника Кремля.
Но «Киевскую Русь» начало лихорадить: с выводом из банка активов НАК «Нафтогаза», арестом Бакулина начался и отток клиентских средств — клиенты опасались ареста активов банка. Но Виктору Братко удалось продержаться еще какое-то время, заручившись поддержкой Нацбанка и попав в список банков, которым и.о. С. Кубив щедро выдал миллиарды рефинансирования для поддержания ликвидности. Результатом этой аферы стало падение курса гривны, тотальное расхищение средств рефинанса банкирами, искуственное банкротство десятка банков и обогащение ряда лиц, организовавших эту аферу под шумок революционных будней.
С. Кубив в Нацбнке, похоже, был последним «спасательным кругом» банкира Братко. Еще 20 марта 2014 года в банк была введена временная администрация — он был признан неплатежеспособным. Временную администрацию сменила ликвидационная комиссия — оказалось, что банк «Киевская Русь» был буквально «выпотрошен» ее руководством, а средства на счетах растворились в оффшорах ...
Теперь ценность уже представляли «бумаги» банка — документы, являющиеся доказательствами множества мошеннических сделок топ-менеджмента НАК «Нафтогаз Украины» и Минэнерго времен Януковича, ведь сделки «кремлевского пула газовщиков» проходили через этот банк. Название банка и его счета стали всплывать в целом ряде уголовных производств, расследуемых параллельно в МВД и СБУ. Не смотря на команду, данную ГПУ из администрации президента Петра Порошенко, «гасить» все дела Юрию Бойко и его доверенным лицам, прокуратура реагировать не успевает. Потому что криминальной «грязи», связанной с этой мошеннической группировкой, так много, что «концы» вылезают повсюду.
Читайте также: «Прачечная» для тестя. Семейные связи главы Госфиска
Например, в марте 2015 года суд разрешил арестовать документацию кипрской компании «Tandice limited», тесно связанной с банком «Киевская Русь». Эти две структуры «всплыли» в рамках криминального производства № 42014000000000931 об «отмывании» средств Александром Януковичем, сыном беглого экс-президента. В ноябре 2015 года в рамках этого же дела были арестованы 2,75 млрд. грн на счетах «Всеукраинского банка развития». В рамках этого дела два человека уже были арестованы и отпущены судом под залог, а год спустя и вовсе признаны невиновными — сегодня адвокаты пытаются пытаются вернуть внесенные суммы залога. Дело ведет МВД, перспективы дела — туманны.
Расследование, которое ведет СБУ, судя по имеющимся материалам, для Виктора Братко и VIP-клиентов банка «Киевская Русь» более чувствительное. Судя по представлениям следствия в суде, речь идет о хищении и «отмывании» средств в особо крупных размерах. При этом были задействованы «родные» для В. Братко фирмы, среди которых TANDICE LIMITED (Nikosia, Egkomi P.C., Irakli, Кипр), WILDFIL LTD (Никосия, г. Строволос, ул. Аристокипру, Кипр); «Торгово-виробнича компанія» Київська Русь" (ЕГРПОУ 31170965), «Грандинвестгруп» (ЕГРПОУ 36538415) и другие.
Определения следственных судей о выемке документов, подтверждающих выведение средств из банка «Киевская русь» (криминальное производство № 42015100000001149), можно посмотреть здесь, здесь и здесь.
Согласно материалам следствия, в преступных схемах был так же задействован банк «Meinl Bank AG» (Вена, Австрия). В котором «Банк «Киевская Русь» имел корреспондетский счет и с которым поддерживал активные деловые отношения.
Австрийский банк «Meinl Bank AG» имеет дурную репутацию — фактически это «помойка» для отмывания крупных сумм клиентами из России и Украины.
Этот банк был приведен в финансовую систему Украины при соучастии высокопоставленных чиновников из окружения Виктора Януковича. Продолжает банк работать и при Петре Порошенко.
Читайте также: Афера века. Херсонский след в ограблении Молдовы
Специфическая деятельность этого автсрийского банка детально описана нашими коллегами из «Форбс». Вкратце — этот банк выступает инструментарием для безопасного хищения активов банков их руководством на постсоветском пространстве. А еще — обслуживает конгломерат компаний из «газпромовского пула», как с регистрацией в странах ЕС, так и оффшорных юрисдикциях.
Только в 2014-2015 годах десятки банков-банкротов из Украины «не смогли» вернуть свои валютные активы, оказавшиеся именно в этом автсрийском банке.
Название Meinl Bank AG часто всплывает в скандалах, связанных с экспансией российского капиталла на постсоветском пространстве. А в Прибалтике Meinl Bank AG хорошо известен как один из каналов по выводу денег из рижского Krajbank. За банкротством этого финучереждения торчали «уши» российских спецслужб.
Совокупность имеющейся информации о Meinl Bank AG дает возможность предположить, что этот банк создан для обслуживания корпоративных интересов бизнесменов «кремлевского пула». Вероятно, к его деятельности причастны спецслужбы РФ. Для которых Австрия начиная с 2000-х стала эксклюзивной площадкой для отмывания миллиардов путинского режима и его сателлитов на постсоветском пространстве.
В случае с банком «Киевская Русь» его сотрудничество с Meinl Bank AG — закономерный итог ведения дел с Евгением Бакулиным и Юрием Бойко. Начиная с времен недоброй памяти Игоря Бакая, НАК «Нафтогаз Украины» всегда был объектом пристального внимания спецслужб РФ. А при президенте Викторе Януковиче вообще стал их вотчиной — как и Вооруженные силы Украины, СБУ, Генпрокуратура и МВД. Участвуя в «освоении» финансовых потоков нефтегазового монополиста, Виктор Братко не мог не быть замешанным в криминальную деятельность Фирташа, Бойко и Бакулина — ставленников Кремля.
И если до них следствие — в силу субъективных причин — пока не дотянулось, то В. Братко имеет куда меньше шансов избежать наказания — он всего лишь исполнитель. Хоть и доверенное лицо.
Читайте также: Ипотечная афера подпольного миллионера Терещенко (+видео)
Но если следствие в Украине проявит должное усердие и принципиальность, Виктору Бартко грозит беда другая: Кремль со свидетелями не церемонится. Банкир Юрий Лях тоже знал очень многое. Но жизнь не задалась ...
Именно поэтому сегодня В. Братко пытается добиться передачи расследования «его» криминального производства № 42015100000001149 из СБУ куда угодно — хоть в МВД, хоть в ГПУ. Потому что в СБУ «решить вопросы», он, похоже, так и не смог. Но с кем-то из «смежников» он уже договорился.