Сейчас они уверены, что эту войну развязала не Россия, а США и НАТО.
С начала полномасштабного вторжения в Украину по всем крупным городам России прокатились антивоенные акции. Протесты проходят почти ежедневно и, по данным правозащитников, с 24 по 27 февраля было задержано 5935 человек в более чем семи десятках городов России. Тем не менее, большинство россиян если не активно поддерживает войну, то как минимум признает ее вынужденной и необходимой мерой. Автор этой статьи беседовал с несколькими десятками российских диссидентов, как живущих в России, так и за ее пределами. Все они отмечают агрессивную веру в пропаганду со стороны своих близких и знакомых и невозможность их переубедить, пишет Ксения Кириллова в Jamestown Foundation.
Такого же мнения придерживаются и другие эксперты. Глава «Левада-центра» Денис Волков отмечает, что, если до начала наступления российских войск в пользу признания так называемых «ДНР» и «ЛНР» выступило примерно 2/3 опрошенных, то поддержавших полномасштабную войну должно быть несколько меньше. Однако эксперт не берется назвать точные цифры и отмечает лишь кристаллизацию «путинского большинства», в целом поддержавшего вторжение, и антивоенного меньшинства. По его мнению, провоенное большинство может составлять больше половины населения страны. Согласно американским источникам, использование военной силы оправдывает как минимум половина россиян.
Такой высокий процент поддержки объясняется несколькими моментами. Во-первых, непосредственно перед началом войны россияне подвергались беспрецедентной обработке военной пропагандой на фоне спровоцированного Россией обострения на линии соприкосновения 18-20 февраля. По данным проведенного сразу после этого опроса, 60% россиян считают, что военные действия России спровоцированы США и странами НАТО, 14% винят в этом Украину, и только 3% участников опроса сказали, что в происходящем виновата Россия. В результате мобилизационная риторика и призывы к сплоченности, свойственные началу войны, попали на подготовленную почву.
Во-вторых, россияне еще не ощутили в полной мере воздействие санкций на себе. В-третьих, несмотря на «патриотический угар» и уже существовавший в обществе высокий уровень антизападных и антиукраинских настроений, складывается впечатление, что поддержка войны на начальном ее этапе парадоксальным образом отражает запрос общества на мир. Поскольку под действием пропаганды чувство угрозы со стороны Запада последние месяцы постоянно возрастало, в момент начала вторжения россияне почувствовали облегчение, поверив, что теперь «угроза будет ликвидирована», и вместо «антироссийского плацдарма НАТО у российских границ» они вновь получат «мирную и дружественную Украину».
Эти выводы подтверждаются и результатами фокус-групп, проведенный Телеграм-каналом «Незыгарь». В них отмечается, что абсолютное большинство считает военную операцию правильной, справедливой и неизбежной. Однако все респонденты вне зависимости от отношения к войне выразили надежду на скорейшее ее завершение.
Несмотря на явную прокремлевскую ангажированность канала, правдоподобность его оценок фиксируется и независимыми экспертами. Все они отмечают, что по мере того, как россияне начнут ощущать на себе действие санкций, а война будет продолжаться, отношение общества к ней будет меняться. Как отмечает российский политолог Илья Гращенков, изменений следует ждать после того, «как станет известно о погибших, а также начнет появляться информация о том, что российских военных не встречали как освободителей, а оказали им мощное сопротивление». Угроза ядерной войны также может усилить антивоенные настроения.
При этом экономисты уверены: новые санкции затронут всех без исключения россиян, и их последствия будут крайне тяжелыми. Известный российский экономист Владислав Иноземцев отмечает, что принятые 25 и 26 февраля санкции ударят по критически важным элементам российской экономики. По его словам, основной урон нанесут ограничение операций с активами Банка России, отключение ряда банков от системы SWIFT и лишение российской авиационной отрасли ее международной сети. Фактически, санкции предотвращают доступ Центрального банка к его золотовалютным резервам независимо от их валюты. Еще одним тяжелым последствием санкций станет быстрый разрыв цепочек поставки товаров в Россию.
В ответ на санкции Центральный банк поднял ключевую ставку до 20%. Как отмечают эксперты, это ставит крест на ипотечном кредитовании граждан и многократно усиливает негативный эффект санкций, ведя к падению экономической активности. Прокремлевские каналы пытаются успокоить россиян, уверяя их, что в стране еще сохранились резервы, а главные источники доходов России – нефть, газ и металлы – не находятся под санкциями. Пропагандисты уверяют, что Запад продажен, и выше всего ставит материальную выгоду, а потому санкции не продлятся долго.
Однако очевидно, что по мере того, чем дольше длится война и ухудшается социально-экономическое положение россиян, эти слова будут иметь все меньше значения. Не случайно российские власти уже сегодня, с одной стороны, пытаются просчитать, по каким слоям общества сильнее всего ударят санкции, а с другой, ужесточают репрессивное законодательство, угрожая возбуждать дела о госизмене за любую помощь Украине и ввести уголовную ответственность до 15 лет лишения свободы «за дезинформацию о действиях вооруженных сил России в период военной спецоперации в Украине».
Таким образом, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать сильного антивоенного движения внутри России. Запуганное репрессиями и пропагандой российское большинство в целом готово терпеть лишения на протяжении относительно короткого срока. Однако по мере продолжения войны и ощущения ее последствий на себе ситуация начнет существенно меняться.
Источник перевода: Крым.Реалии
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.