заглянуть на тёмную сторону

-

2019-й год стал поворотным для связанной с "поваром Путина" Евгением Пригожиным "фабрики троллей". После многих лет дистанцирования бизнесмен возглавил попечительский совет медиагруппы "Патриот", которая объединила "фабричные" СМИ.

Возглавил медиагруппу 35-летний Николай Столярчук, который дал интервью Русской службе BBC, рассказав о "позитивной повестке" и травле оппозиционеров, передает Newsru.

Столярчук никогда прежде не занимался медиабизнесом, в который пришел из политики. Являясь уроженцем Ставрополя и юристом по профессии, он почти семь лет возглавлял малоизвестную партию "Молодая Россия". Она была создана в июне 2012 года - через месяц после массового оппозиционного митинга на Болотной площади в Москве. Партия ориентировалась на молодежь, которая активно участвовала в протестах, но не скрывала прокремлевской позиции.

В конце 2018 года "Молодая Россия" была ликвидирована по иску Минюста из-за недостаточного числа региональных отделений.

В 2019 году Столярчук вернулся к юридической практике и в качестве адвоката стал сотрудничать с Фондом защиты национальных ценностей. Летом 2019 года в Ливии за попытку вмешательства в местные выборы были арестованы двое сотрудников фонда. Один из них - петербургский политолог Максим Шугалей - мог работать на выборах на Мадагаскаре в рамках еще одного проекта Евгения Пригожина по расширению сферы российского влияния за рубежом. Интересы арестованных и должен был отстаивать Столярчук. Однако ему вскоре поступило предложение возглавить медиагруппу "Патриот", в которую вошли четыре петербургских СМИ: "Федеральное агентство новостей" (ФАН), "Экономика сегодня", "Политика сегодня" и "Народные новости". Все они с 2017 года являлись частями так называемой "фабрики медиа", которую, наряду с "фабрикой троллей" (Агентство интернет-исследований) Пригожин использовал для оказания влияния на общественное мнение в интересах Кремля.

В 2018 году Минфин США внес ФАН и "Экономику сегодня" в санкционный список, обвинив их в попытке вмешательства в американские выборы 2016 года и заявив, что они также принадлежат Пригожину. Сам Евгений Пригожин неоднократно отрицал связь с "фабрикой троллей", ФАНом и другими изданиями "фабрики медиа", но в октябре возглавил попечительский совет "Патриота". Его же компания "Конкорд Менеджмент и Консалтинг" была инвестором по строительству "Лахта Плазы", в которой сейчас работают СМИ медиагруппы.

О характере работы медиахолдинга многое говорит главная страница сайта "Патриота". На ней красуется символ медиагруппы - матрешка, схематически нарисованная в супрематическом стиле. Здесь же крупным шрифтом изложены принципы медиагруппы.

"Россия - великая и неделимая держава и мы должны сохранить ее такой для будущих поколений", - гласит принцип N1 (пунктуация сохранена). "На фоне развития современных технологий и интернета растет количество СМИ, в том числе антироссийских, которые продвигают негативную информацию", - так звучит принцип N2.

Вошедшие в медиагруппу СМИ решили объединиться для того, чтобы "скопом стараться донести как можно больше позитивных новостей", говорит Столярчук. Еще одна цель - "борьба с антироссийской пропагандой". "Такую борьбу выиграет не одно СМИ, не пять и не десять. Нас должно быть намного больше", - говорит он. Вступить в "Патриот" уже готовы несколько десятков региональных изданий. Ведутся переговоры и с федеральными СМИ, заверяет Столярчук.

В беседе с корреспондентом глава "Патриота" постоянно использовал понятие "антироссийское СМИ". С этим термином связан классификатор медиа, который ФАН запустил в мае 2019 года. В нем русскоязычные интернет-издания поделены на пять типов - иностранные, антироссийские, общественно-политические, государственные и патриотические.

К иностранным, помимо Русской службы BBC, относятся "Радио Свобода" и связанные с ним проекты, "Медуза" и даже Euronews, совладельцем которого является государственный ВГТРК. В антироссийские, помимо "Новой газеты" или "МБХ Медиа", попал в том числе принадлежащий влиятельному миллиардеру Алишеру Усманову "Коммерсант". Себя ФАН отнес к "патриотическим" медиа - вместе, например, с "Лайфом" и "АиФ".

Столярчук пояснил, что к "антироссийским" следует относить такое СМИ , которое "несет негатив о России и несет пропаганду о том, что Россия является врагом, государством, которое загнивает, и режим в этой стране пора менять". "Мы не собираемся кого-то уничтожать. Наша основная задача - бороться с антироссийской пропагандой и негативными новостями", - подытожил руководитель "Патриота".

Медиагруппа была создана в начале октября и уже вступила в открытую конфронтацию с петербургским журналистским сообществом. В ноябре издания, входящие в "Патриот", синхронно написали серию статей об анонимном письме студентки Педагогического университета имени Герцена, в котором она жаловалась на якобы имевшие место домогательства со стороны преподавателя и одновременно руководителя фракции "Яблоко" в законодательном собрании Петербурга Бориса Вишневского. Петербургские СМИ и отделение Союза журналистов вступились за Вишневского, который многие годы сотрудничал с "Новой газетой", указывая на недостаточность доказательств.

Глава медиагруппы Николай Столярчук опубликовал несколько ответов коллегам. В одном он написал, что, по его мнению, "престарелые извращенцы, насильники и убийцы не должны избегать наказания, прикрываясь своим научными знаниями". В другом назвал оппонентов "про-двинутой" либеральной общественностью.

На ФАН также часто выходят серии статей, которые многие называют травлей, отмечает корреспондент Русской службы BBC. В качестве примера он привел заголовки материалов про мужа оппозиционного незарегистрированного депутата в Мосгордуму, юриста ФБК Любови Соболь: "Могильные забавы Мохова: муж Соболь оказался некрофилом", "Соболь боится признать, что ее муж некрофил".

Столярчук ответил, что не согласен с обвинениями в организации травли. "Мы старались давать объективную повестку. Опять же, давайте говорить о том, что, если автор придумал такое название, я не могу его заставить переформатировать это все", - сказал он. Глава медиагруппы подчеркнул, что "не вмешивается в позицию редакции", переложив ответственность за те или иные формулировки на исполнительное звено.

Столярчук также заверил, что намерен уменьшить количество подобных заголовков. "Я работаю над этим, и если вы посмотрите, у нас начинает увеличиваться позитивная повестка", - сказал он.

На вопросы, касающиеся источников финансирования "Патриота", глава медиагруппы отвечал витиевато. Он лишь подчеркнул, что Пригожин не является инвестором, а также добавил, что входящие в холдинг СМИ приносят прибыль.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss


Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss

лонгриды