зазирнути на темний бік

Политический кризис в Молдове – опасный прецедент для Украины и Европы.

Эксперты группы «Информационное сопротивление» проанализировали истоки кризиса и его возможные последствия.

Чтобы понять текущий силовой расклад в стране, важно упомянуть, что в декабре 2016 г. президентом Молдовы был избран ставленник Москвы Игорь Додон, возглавляющий Партию социалистов Республики Молдова (ПСРМ). Он получает открытую поддержку, а также соответствующие инструкции из Кремля.

В феврале 2019 года состоялись выборы в Парламент Молдовы, избираемый на 4 года. Впервые они проходили по смешанной избирательной системе: согласно ней 51 депутат был избран по одномандатным округам и 50 депутатов по национальному округу.

Распределение мест в высшем представительском органе страны последние годы является очень пестрым. Стоит указать, что 9 созыв работал в режиме постоянной угрозы роспуска в виду того, что правящая коалиция была очень неустойчивой. К примеру, в 2015 г. в стране сменилось 4 премьер-министра, пока власть не оказалась в руках у представителя Демократической партии Молдовы Павла Филипа.

Предыстория хаоса

Относительно же 10-го состава парламента, то он стал выглядеть следующим образом: 35 мест получила ПСРМ Додона, у ДПМ Филипа – 30 мест, проевропейский Блок ACUM (Партия «Действие и солидарность» и Политическая Партия «Платформа Достоинство и Правда») получил 26 мест, еще 7 мест оказалось у партии «Шор» местного бизнесмена Илана Шора, находящегося под следствием по делу о выведении миллиарда долларов из банковской системы страны. Наконец, 3 мандата принадлежат независимым мажоритарщикам. Дальше в Молдове началась зловещая игра цифр, из-за которой и происходит весь текущий политический хаос.

9 марта 2019 г. Конституционный суд Молдовы (КСМ) утвердил результаты февральских выборов, и начался трехмесячный срок, отведенный на формирование парламентского большинства и правительства. Через 90 дней от отправной даты утверждения голосования сделать этого не удалось, и в итоге, 7 июня 2019 КСМ принимает решение об истечении мандата Парламента 10-го созыва в виду его дисфункциональности, определенной рамками Конституции. Но здесь и кроется вся суть кризиса: в тексте Основного закона речь идет именно о сроке в «три месяца», а не в 90 дней. В итоге депутаты из ПРСМ и Блока ACUM не признали постановления КСМ, обвинив его в политическом подчинении, и 8 июня указанные депутаты решили провести заседание Парламента. На нем был избран спикер – Зинаида Гречаная, выходец и компартии Молдовы и действующий член ПРСМ. Одновременно были назначены вице-председатели Парламента, а также глава правительства Майя Санду, от фракции PDS блока ACUM. Президент И. Додон подписал указ о назначении Санду.

Но на своем заседании 9 июня все указанные назначения Конституционный суд Молдовы признал не отвечающими Конституции страны, и вернул прежнего премьер-министра Павла Филипа от ДПМ на должность и.о. главы правительства. Он объявил о роспуске Парламента и проведении внеочередных выборов 6 сентября 2019 г.

В тоже время, КСМ в безапелляционном порядке отстранил от занимаемой должности президента Додона и временно возложил полномочия по управлению республикой на П.Филипа.

В ответ Додон назвал эти действия КСМ узурпацией власти, заявив, что правящая партия ДПМ не желает мирно передать власть новоизбранному парламенту. Додон начал распространять месседжи о том, что готовится его физическая ликвидация дагестанцами из некой одесской группировки, не указав никаких деталей.

Созданная 8 июня коалиция в Парламенте не признает решений Филипа, в ответ его сторонники в Кишинэу устанавливают палатки. А Додон 11 июня издает указ, отменяющий указ и.о.президента Филипа о роспуске Парламента.

Борьба за трон

В целом, в республике сформировалось двоевластие, ведущее ее к очень тяжелым последствиям. Конфликтующие правительства Филипа и Санду ведут борьбу на разных фронтах, в частности, за международное признание. Позавчера стало известно, что правительство Румынии признало легитимность нового созыва Парламента Молдовы при условии сохранения проевропейского курса страны, сохранения статус-кво в вопросе Приднестровья и сохранения территориальной целостности страны в международно-признанных границах.

В таком же духе было принято совместное заявление ФРГ, Великобритании, Польши, Франции и Швеции, которые поддержали парламент, как представителя народа Молдовы.

В свою очередь, позиция США остается не проясненной, и правительство Филипа, чтобы заручиться поддержкой Вашингтона, приняло экстренное решение о переносе посольства Молдовы из Тель-Авива в Иерусалим, что совпадает с политикой США по данному вопросу.

Это все политические заявления, в тоже время еще только впереди важнейшее решение экспертов Венецианской комиссии Совета Европы, которые до 21 июня дадут свои разъяснения относительно решений Конституционного суда Молдовы, об этом 11 июня заявил спикер генсека Совета Европы Даниэль Холтген.

Похоже, что Совет Европы теперь будет главным арбитром в политико-правовом урегулировании текущего молдавского кризиса.

Кремлевский след

На фоне роста напряженности в Молдове, свои позиции чрезвычайно сильно усиливает Россия, что несет огромные риски для безопасности всей Европы.

Тут важно отметить, что именно Кремль является архитектором экстренно сшитой коалиции в молдавском парламенте. Как уже отмечалось выше, молдавские партии долго не могли между собой договориться, пока в страну не состоялся визит вице-премьер-министра РФ Дмитрия Козака. Он привез свои «рекомендации» о том, какая должна быть конфигурация коалиции, и уже буквально через несколько дней она и родилась по привезенным из Москвы лекалам. Создано правительство, которое, как пишут российские СМИ, призвано освободить республику от власти «молдавского господаря» и олигарха Влада Плахотнюка.

Козак не стеснялся в выражениях, назвав прежнюю власть в стране откровенно криминальной, и, по его словам, сейчас «необходима деоккупация Молдовы» от ее представителей, также необходимо оздоровить политическую ситуацию, учитывая требования людей с противоположными политическими взглядами.

С целью дискредитации «великого и ужасного» Плахотнюка, стоящего за ДПМ, в российских СМИ, а именно в «Коммерсанте», была запущена «утка», что он тайно предложил России план федерализации Молдовы, как способ решения «приднестровской проблемы». Это типичная стратегия Кремля, состоящая в порождении фейков для отвода глаз. Россияне таким образом хотят подчеркнуть, что созданная при их содействии новая парламентская коалиция в Молдове — это не продукт работы Козака и его команды, а сознательное решение самих молдаван, тогда как федерализацию вообще сама предлагала прошлая власть… Когда эта дымовая завеса, созданная для прикрытия российского трояна в Молдове, развеется, может быть уже слишком поздно.

Уже сейчас намечаются контуры того, что вопреки декларируемой проевропейской позиции новая коалиция в Молдове изменит курс страны на пророссийский. На этом фоне увещевания главы МИД из кабинета Санду Нику Попеску о том, что его страна хочет поддерживать дружественные отношения с РФ, но без федерализации, не выглядят убедительными.

Новый плацдарм для «гибридов» Путина

Страна все больше превращается в плацдарм для действий россиян в сопредельных странах. Под угрозой безопасность Румынии и юга Украины. Новые власти в Кишинэу могут содействовать наращиванию российского военного присутствия в Приднестровье, что позволит военной разведке РФ усилить позиции на одесском направлении. А это означает, что растет риск дестабилизации юга Украины, что необходимо РФ для реанимации проекта коридора к оккупированному Крыму, который засыхает без украинской воды.

Также Москва, вполне вероятно, будет развивать тему ассиметричной федерации в Молдове, при которой Приднестровье получит особые преференции, и будет диктовать свои условия всей Молдове. Москва предлагает решить конфликт путем сохранения присутствия на территории региона российских войск, и предоставления при этом ему широких полномочий, в том числе, права вето при определении внешнеполитического курса Молдовы. Важно отметить, что хоть сейчас тема федерализации в Молдове временно табуируется в кабинете Санду, есть вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Василий Шова, ратующий за проект федерализации и готовый в любой момент, по указанию Кремля, актуализировать данный щепетильный вопрос.

В общем, формируются все предпосылки для данного сценария.

Молдова выступает полигоном для моделирования будущих действий России на территории Украины. Исходя из этого, украинцам уже сейчас следует сделать важнейшие выводы из ситуации в сопредельном государстве.

Опасный прецедент для Украины и Европы

Во-первых, федерализация Молдовы приведет к формированию полноценного российского сателлита на границе Украины. Несмотря на то, что и сегодня в непризнанной «ПМР» базируются российские военные и находится склад боеприпасов, а провокаторы из сепаратистского региона время от времени оказываются то на Донбассе, то на проплаченных митингах в Одессе и в других «командировках», этот вопрос остается в юрисдикции международного права. Это позволяет как Молдове, так и Украине поднимать данный вопрос на международных площадках и международных судах, решения которых могут повлиять на политический дискурс. В случае же федерализации Молдова останется один на один с регионом, всецело подконтрольным России.

Во-вторых, Москва стремится использовать опыт сценария, обкатанного в Молдове в контексте украинского цикла выборов с целью восстановления утраченного влияния. На примере Молдовы можно четко увидеть, что стоит за риторикой когорты пророссийских политиков в Украине, которые будут ратовать за примирение с «ЛДНР» и нормализацию отношений с Кремлем. На самом деле, Украину готовят к тому, что она должна будет в случае успеха федерализации Молдовы также согласиться на присутствие там российских войск, на право вето со стороны ОРДЛО на внешнюю политику Киева. Это то, чего Россия требовала еще в 2014 году. Потому Украина крайне не заинтересована в том, чтобы эта модель была реализована в Молдове. Даже если она станет печальной реальностью, официальный Киев должен четко заявить, что это не является прецедентом, и что Украина не имеет намерения идти таким же путем.

В-третьих, важен и международный аспект молдавского кризиса. Уже наметилась координация ЕС и РФ по молдавскому вопросу в части признания легитимности тамошней коалиции. Она становится действенной технологией для применения в Украине. Она вполне может использоваться и после украинских выборов – как для назначения нужной власти, так и для решения вопроса с ОРДЛО.

То, что часть европейских элит подустала от турбулентности в странах Восточной Европы, показали и результаты выборов в Европарламент. Вот на таком издыхании и есть риск, что интересы России и ЕС тут сойдутся: слишком уж соблазнительным им видится вариант возвращения всего в довоенное положение без российских уступок, к «business as usual».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss