Почему прокуратура заинтересовалась Госкино.
Киевская прокуратура занялась расследованием деятельности руководства Госкино. Государство начало выделять на кинематограф приличные деньги впервые за много лет и, как подозревают следователи, тратят их не совсем законно, пишет в интернет-издании Depo.ua Ольга Черниш.
О расследованииговорится в сюжете ТСН, который стал одним из самых горячих материалов прошлой недели, и который распространили с десяток влиятельных СМИ.
Под проверки попали четырнадцать организаций, которые на протяжении последних трех лет получали бюджетные деньги на развитие кинематографа.
Среди них - "Пронто фильм", которой руководит Максим Асадчий, а также киностудии "Инсайт Медиа" и "Директория кино", которые принадлежат Владимиру Филиппову – как утверждают журналисты, он за несколько лет получил треть всех дотаций.
"Нами получена оперативная информация, (некоторые компании) имели взаимоотношения с фиктивными предприятиями, платя за несуществующие услуги. Эти предприятия были в холдинге конвертационного центра", - отметил на камеры заместитель прокурора Киева Андрей Андреев.
Эксперты телевизионщиков отмечают, что на кинорынке всем заправляют два-три продюсеры, которым выделяется львиная доля всех ассигнований от государства.
А в случае с Филипповым вообще речь идет о схеме "связанных лиц", ведь Филиппов в свое время продюсировал ленты Михаила Ильенко – родного дяди председателя Госкино Филиппа Ильенко.
Сам Ильенко сейчас в отпуске. Как председатель Госкино отписался в Facebook, он считает сюжет манипулятивным и лживым, а никаких обращений от прокуратуры пока не получал. Более того, отметил, что удивлен датой выхода сюжета - ведь сейчас он не может его прокомментировать.
В комментариях под его постом сюжет нарекли "журналистским произволом".
Заместитель председателя Госкино Сергей Неретин подтвердил, что обращений от силовиков не было.
"Если есть какое-то постановление суда, меня больше всего удивляет, почему оно до сих пор не дошло к нам официально", - заявил Неретин.
В комментарии Depo.ua отметил, что сюжета еще не видел, но для сотрудников организации он не является новостью.
"Это часть кампании (холдинга "1+1 Медиа" - ред.), чтобы нас очернить, обвинить в разных грехах. Я считаю, что это месть за "Краину У", - подчеркнул наш собеседник.
История с ситкомом, который уже несколько сезонов транслировался на телеканале ТЕТ изрядно намозолил глаза людям, причастным к медиа. После того, как на съемках в музейном комплексе в Пирогово сгорела хата, Минкульт обратился в Госкино с просьбой проверить, что же такое снимают - развлекательную программу или игровой фильм. Ведь игровое кино, согласно уставу, снимать в комплексе запрещено. И вот, экспертная комиссия определила: "Краина У" - это игровое кино". А значит, отныне канал не имеет права показывать без прокатного удостоверения, а сейчас должен его получить. Хотя, по словам Неретина, никаких письменных претензий к телеканалу Госкино не направляло.
Но чем бы ни руководствовались журналисты, зрителям показали реального сотрудника прокуратуры, который рассказал о реальном расследовании. И заподозрить ТСН в фабрикации материала трудно.
Тем более, что сейчас в сфере появились приличные средства - в этом году на развитие кинематографа выделены 600 млн грн, а на 2018-2020 годы думают выбить 6 млрд. Поэтому не удивительно, что силовики заинтересовались их судьбой .
"У компаний, которые работают с Госкино, тот же букет проблем, что и у другого бизнеса, - рассказал Depo.ua кинематографист, который не пожелал называться, - Государственные средства требуют серьезной отчетности, вот, судя по всему, и придумали схемы, которые переводят их в наличные. В кинопроизводстве все решается с сегодня на сегодня, и надо кэш. Так что причины - не только в уклонении от налогов. К тому же, усилилась ответственность за нарушение трудового законодательства. А в кинокомпаниях многие рабочники работают без заключения договоров. Правоохранительные органы не могут закрывать на это глаза".
Впрочем, разбираться в сделках - задача прокуратуры, а вот то, что некоторые компании получают больше заказов, чем конкуренты, видно даже посторонним глазом. Впрочем, в Госкино отмечают, что здесь от их воли мало что зависит.
"Мы все питчинги проводим открыто. Например, Pronto Film и вправду один из крупнейших получателей средств. Мы не виноваты, что они постоянно выигрывают конкурсы на производство той или иной ленты. Есть экспертная комиссия, она состоит из 16 человек. Это известные люди. У нас их авторитет сомнений не вызывает. Это они решают, а не мы", - объясняет Сергей Неретин.
Между тем, при учреждении есть две комиссии - экспертная и питчинговая, и средства на проекты выделяет вторая.
А в списке победителей 10-го конкурса от Госкино можно легко найти имена членов комиссии. В частности, организация будет финансировать, в том числе, фильмы, режиссерами или продюсерами которых выступили Владимир Тихий, Мирослав Слабошпицкий, Юрий Минзянов. Казалось бы, признанные мэтры, к которым не должно возникать вопросов. Но ситуация, когда кинематографисты тем или иным образом решают судьбу собственных проектов, выглядит нездоровой (кстати, из 78 проектов-победителей девять будет снимать Pronto Film, еще девять - "Директория кино").
Между тем выдающимися кассовыми сборами проекты пока не радуют. В частности, больше всего среди профинансированных Госкино фильмов в украинском прокате собрал мультик "Никита Кожемяка" - 12 млн гривен при стоимости 4 млн долларов. Несколько улучшили показатель показы в Польше, где произведение заработало 500 тысяч евро.
В СМИ неоднократно сетовали: хотя в комиссии собраны эксперты своего дела, не все они связаны с кинопроизводством и дистрибуцией. Но, конечно же, это лишь мизерная составляющая проблемы.
"У нас не снималось кино лет 15. И молодых режиссеров учили кинематографисты преклонного возраста, которые давно не создавали собственный продукт. У них такое представление: "Я творю, а за раскрутку отвечает продюсер". Сейчас это не работает. Режиссер тоже должен разбираться в дистрибуции, ведении переговоров. Вот, их (молодых режиссеров) бросают на амбразуру, они сразу снимают полный метр, хотя лучше бы прошли адаптацию на короткометражках. Режиссерская школа у нас слабая, и выстреливают единицы", - отметил исполнительный директор Украинского киноинститута Денис Масликов.
Добавил, что примерно треть проектов не доходит до широкого зрителя.
"Когда проект снят, или же он находится на финальной стадии, наши дистрибьюторы пытаются начать переговоры относительно ленты. Но часто бывает, что их некому вести. Не с кем договориться, чтобы купить права. Система заточена на то, чтобы снять и забыть", - подчеркивает наш собеседник.
Как результат - знакомства с некоторыми картинами ограничиваются специальными показами, а широкая общественность знакома преимущественно с телевизионными проектами.
Притом, что на волне патриотизма и увлечения собственным, пусть не всегда идеальным продуктом, СМИ активно пишут о кино.
Мониторим самые распространенные в заголовках медиа и соцсетях новости и узнаем, что в этом году мир увидит фильм Владимира Тихого "Брама", который сняла "Директория кино", в том числе, на выделенные Госкино 8,9 млн грн. Собственно, это половина бюджета фильма.
А еще, согласно информации журналиста и писателя Олега Шинкаренко, государство выделяет 1,4 млн долларов на фильм о собаке-роботе "Фокстер и Макс", который будет снимать Pronto Film. А вот картиной Ахтема Сейтаблаева "Захар Беркут" займется студия Postmodern.
В соцсетях некоторые пишут: вот и правильно, что большинство денег идет лучшим. Впрочем, это лучшее стоило бы доказывать, в том числе, прокатными сборами и массовой популярностью.
Источник заставочной иллюстрации: Media Family