заглянуть на тёмную сторону

Павел Шеремет

Белорусским оппозиционером взорванного в Киеве журналиста сделало российское телевиденье.

О Павле Шеремете сейчас говорят как об украинском журналисте белорусского происхождения, несмотря на то, что из 22 лет медийной карьеры Павла на Беларусь пришлось три года, на Украину - два. Это если вычесть года, на протяжение которых он штатно работал на российские телеканалы, пишет в интернет-издании ТЕКСТЫ Андрей Лаврик.

Часть украинской так называемой медиа-тусовки сейчас сознательно или подсознательно делает из нагло убитого год назад журналиста Павла Шеремета сакральную жертву. Я не был знаком с погибшим лично, но, если взять на веру то, что о нем слышал, и предположение о существовании лучших миров, то вряд ли Павел сейчас одобряет бурную деятельность своих коллег.

Несмотря на способность журналистского цеха проводить блестящие расследования и, если не раскрывать преступления, то искать четкие указатели на путь к истине, по «делу Шеремета» коллеги сосредоточились на выявлении огрехов правоохранительных структур. Так, полиция, СБУ, прокуратура и НАБУ - неидеальны, но есть преступления, которые невозможно раскрыть вот здесь и сейчас.

Более того, многие преступления никогда не будут раскрыты, поскольку исполнители не допустили ошибок, их не схватили за руку, а заказчики держат рот на замке. Скорее всего, так будет и с «делом Шеремета», если не вмешается какое-то провидение. Но речь не о том. Прошел год с тех пор, как в центре Киева прогремел взрыв, но коллеги его жертвы так и не прибегли к серьезной попытки выяснить, за что погиб Павел. Ведь он не проводил журналистских расследований, не определял редакционную политику "Украинской правды", писал колонки на философские темы, делал интервью и вел радиопередачи на радио «Вести», где говорили о жизни.

Но если вы ожидаете сейчас прочитать некое «альтернативное расследование», то я вас разочарую. Я не делал и не собираюсь делать его только потому, что не могу позволить себе потратить на него несколько месяцев своей жизни. Но я заметил тенденцию: фигура и биография Павла неуклонно обрастают мифами.

Украинский аудитории сегодня ненавязчиво позиционируют Шеремета как белорусского оппозиционного журналиста, который из-за критики режима Лукашенко оказался в тюрьме, после чего был вынужден бежать в Россию, в которой он не смог смириться с режимом Путина, потому в 2012-м переехал в Украину.

Про Павла Шеремета также сейчас говорят как об украинском журналисте белорусского происхождения, несмотря на то, что из 22 лет медийной карьеры Павла на Беларусь пришлось три года, на Украину – два. Это если вычесть года, в течение которых он штатно работал на российские телеканалы.

Экономист по образованию Павел Шеремет пришел в журналистику, как и Александр Лукашенко к власти, в 1994 году. Уже в 1996-м Павел возглавил белорусское бюро российского телеканала «ОРТ» (ныне «Первый канал»), подконтрольный российскому правительству. А за год стал врагом режима Лукашенко.

«Зарекомендовал себя как противник режима президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. В июле 1997 года после показа в эфире телеканала ОРТ репортажа о ситуации на белорусско-литовской границе (репортаж о контрабанде и о том, что между государствами тогда фактически не было охраняемой границы) был арестован сотрудниками силовых структур Республики Беларусь по обвинению в незаконном групповом пересечении государственной границы. Был приговорен к двум годам лишения свободы условно и к одному году испытательного срока. Провел в заключении в общей сложности три месяца, и был депортирован после того, как президент России Ельцин не пустил самолет Лукашенко на территорию России и публично потребовал освобождения Шеремета».

Это цитата из статьи с русской «Вики». В украинской версии почему-то обходят нюанс (21 июля, после появления этого материала, в статью на "Вики" были внесены соответствующие правки. - прим. ред.), что Павел Шеремет обязан свободой вмешательству своего конечного работодателя, а именно – руководителю российского государства. Ну, если у кого-то возникают вопросы о достоверности статей в Вики, то об этом писали во время ареста, когда о «Википедии» в бывшем СССР еще мало кто знал.

Я отказываюсь анализировать, справедливо или нет белорусские власти обвинили Павла Шеремета в уголовном преступлении – нарушении границы – или это был лишь формальный повод для уголовного производства. Но не могу оставить без внимания тот факт, что конфликт с Лукашенко у Шеремета возник, когда он стал работать на российские государственные СМИ.

Здесь стоит зафиксировать три момента:

1) У белорусских властей, несмотря на их показную приверженность «русскому миру», никогда не было безоблачных отношений с РФ.

2) Подконтрольные Кремлю СМИ всегда использовались как политические рычаги влияния.

3) Шеремет стал оппозиционером (к Лукашенко), перейдя на работу к русским.

С 1998 года Павел Шеремет постоянно проживает в России, а примерно за два года, ориентировочно в двухтысячном, получает гражданство РФ.

Именно в том 2000 году в был убит подчиненный Павла Дмитрий Завадский – штатный оператор корпункта «ОРТ» в Беларуси (его тело так и не нашли, однако Дмитрия признали умершим, его вероятные убийцы осуждены). Как видно по ссылке выше, Павел Шеремет был изрядно осведомлен об обстоятельствах его смерти, однако не стал делиться деталями со следствием. По крайней мере, не сказал, откуда ему известны те детали.
Официально в похищении и убийстве Завадского обвинили бывших сотрудников МВД Беларуси Валерия Игнатовича и Дмитрия Малика, которые в качестве добровольцев участвовали в чеченской войне на стороне чеченцев. По официальной версии белорусских следователей, Игнатович и Малик мстили Завадскому за то, что он «засветил» их участие в боевых действиях в Чечне.

Шеремет никогда не отрицал свою связь с судьбой Завадского (имеется в виду то, что Павел считал, что смерть товарища связана с ним, он знал ее причины). Дмитрий помогал ему снимать документальный фильм «Чеченский дневник» для «ОРТ». Позже сам Шеремет неоднократно заявлял о незаконном участии белорусских спецслужб в событиях в Чечне.

Так или иначе, с небольшими перерывами, до начала российско-украинской войны Павел Шеремет продолжал работать с прокремлевскими СМИ.

В Украине склонны считать, что Шеремет окончательно оставил российскую журналистику в 2012-м, когда начал регулярно писать в «Украинской правде», а впоследствии стал исполнительным директором этого издания. Однако это неправда. С сентября 2013 года по июль 2014 года он вел передачу на «Общественном телевидении России» - телеканале, созданном по инициативе и на средства правительства РФ.

А с 2015-го начал работать на радио «Вести», которым владеет (как указывает «Детектор Медиа»), бежавший в Россию бывший министр доходов и сборов Александр Клименко, но по документам он не является ни собственником, ни конечным бенефициаром. Руководителем медиахолдинга является Ольга Семченко, бывшая пресс-секретарь Александра Клименко (ставшая его гражданской женой – прим. CRiME`а).

И в своих текстах, программах, заявлениях Павто Шеремет занимал проукраинскую позицию. Он выбрал Украину. Правда, уже после его убийства украинские силовики выяснили, что он «имел довольно активные контакты на территории агрессора - Российской Федерации».

Вокруг гибели Павла Шеремета много шума и политических заявлений. И у рядового украинца может сложиться впечатление, что его убили за его резонансные расследования и развенчание каких-то злоупотреблений новой украинской власти. Но те, кто внимательно следит за событиями, понимает, что ничем подобным Шеремет не занимался. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу: «Каков мотив убийства? За что?» И мифологизация самого Павла может если не помешать найти правду, то стать препятствием для ее восприятия.

Перевод и адаптация CRiME`а


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss