Выезд рабочей силы за границу – это не хорошо и не плохо. Это данность.
НБУ утверждает, что трудовая миграция приводит к замедлению экономического роста и росту цен. А работодатели уже бьют тревогу, что в Украине назревает кадровый кризис рабочих специальностей, пишет в Depo.Мир Андрей Коваленко.
Трудовая миграция - новый тренд в обсуждении проблем или достижений украинской современности. Когда речь заходит о заработке, то у него есть как противники так и сторонники. Те, кто считает трудовую миграцию нормальным процессом, как правило приводят цифру в $9 млрд по данным НБУ. Именно столько денег в 2017-м году перечислили украинцы работающие за границей домой. Чем обеспечили существенные валютные поступления в Украину.
Противники отмечают, что из-за трудовой миграции скоро не будет кому работать в стране на рабочих специальностях. Потому центры занятости и сайты по поиску работы заполнены вакансиями грузчиков, слесарей, электриков, разнорабочих, водителей, строителей... Однако найти кадры даже на предприятия очень сложно. Поскольку зачем украинцу работать за 6-8 тысяч гривен в месяц, если в той же Польше, раскладывая товар на полки сети супермаркетов "Бедренка" он может получать в гривнах целых 14 тыс. И работать поехать можно "по безвизу".
Традиционно страдают украинские села, из которых на заработки бегут мужчины и женщины. И большинство людей стараются не возвращаться. В НБУ отмечают, что трудовая миграция препятствует росту темпов производства, больше всего – в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи.
По данным исследования Центра экономической стратегии, около 4 млн украинцев являются трудовыми мигрантами, а одновременно за рубежом могут находиться около 2,6 млн человек.
Впрочем, мы далеко не единственная страна, которая столкнулась с реальностью современного мира, когда квалифицированные и не очень кадры едут зарабатывать туда, где больше платят. В странах ЕС те же проблемы. Поляки едут в Великобританию, а дома на рабочих должностях их заменяют украинцы, белорусы и другие. Румыны из сел целыми семьями выезжают на поля в Германию.
Издание Politico написало репортажную статью из румынского села Întorsura. В переводе с румынского - это "возвращение". Оно является ярким примером "эмиграционной боли", которую испытывает эта страна.
Так же, как и в Украине, бум заработка в Румынии пришелся на начало 90-х. Когда рухнул коммунистический режим Чаушеску, молодежь из провинциальных городков и сел отправилась на заработки. Маршруты тоже были схожи с нашими. Румыны из села Întorsura отправлялись в Италию, поскольку там как язык так и климат очень схожи.
После того, как Румыния стала членом ЕС в 2007-м, трудовая миграция увеличилась. Немало людей из села Întorsura теперь живут и работают в Германии, Великобритании, Италии и Испании. В последних двух странах вообще проживают около 2 млн румын. По данным Всемирного банка, от 3 до 5 млн румын живут и работают за рубежом. И это преимущественно молодежь. Для страны с населением всего 19,6 млн человек это должно было бы быть плохо, но огромной проблемы из этого местная власть не делает. Трудовые мигранты присылают домой ежегодно по $4-5 млрд, из которых в среднем $1 млрд поступает из Италии.
Румыния - одна из беднейших стран со средней зарплатой 565 евро "чистыми" в месяц. Хуже только в Болгарии (457 евро). В Италии же можно зарабатывать в среднем 1 758 евро в месяц. В Украине данный показатель составляет 291 евро.
Как рассказывает Politico сельский председатель Întorsura, 58-летний Мариан Циои, один из трех домов в селе заброшен. А жители, которые остались - преимущественно преклонного возраста. Молодежь активно уезжает. В 2002-м в селе проживали 1,786 человек, а на сегодня осталось 1,470. В местной школе обучаются 104 ребенка и уже существует угроза ее возможного закрытия.
В селе была пекарня, в которую шли работать молодые люди с детьми, которые не желали ехать на заработки. Работа была тяжелая, иногда по 12 часов. Как рассказывает 26-летняя мать двоих детей Леонтина Калин, за такую работу она получала 150 евро в месяц. Когда пекарня закрылась, они с мужем поехали на заработки в Германию. Работа сезонная, от одного до двух месяцев на полях с ягодами. Домой привезли 4 тысячи евро.
В YouTube можно найти канал "Жизнь Кузнеца", где его автор, студент из Львова Андрей Ковалишин рассказывает как о собственных приключениях на заработках в Польше и Германии, так и дает слово друзьям. В одной из таких программ речь зашла именно о Германии и сезонной работе на полях, в которую едут много студентов из Украины, в том числе при помощи рекрутинговых компаний. И одна из украинских студенток упоминала румын, которые работают рядом с нашими заробитчанами целыми семьями, собирая ягоды.
На такой работе платят 9 евро в час. Оплата труда может быть как почасовая так и в зависимости от веса собранных ягод. За месяц вполне реально заработать более 1000 евро. В Украине также есть подобная работа, но зарплаты маленькие - в среднем 200 грн в день.
Как и в Украине, немало людей из румынских деревень стараются уехать и не вернуться домой.
Страна так же как и мы страдает из-за оттока не только обычных "работяг", но и интеллектуальной рабочей силы, врачей. Если взять последних, то Румыния одна из первых по оттоку квалифицированных кадров. Более 14 тысяч врачей покинули страну за последнее время и продолжают это делать. По этой причине качество медицинской системы страдает. Едут в основном в Германию. Из Украины так же в среднем ежегодно выезжают от 6 до 7 тысяч врачей.
Из-за нехватки рабочих рук в той самой Întorsura существуют проблемы с виноградниками, а местный фермер Фридман, который пытается удержаться на плаву, арендует у людей землю, которую некому обрабатывать. И нанимает последних местных, которые способны работать. К тому же он вынужден вкладывать средства в образование молодого поколения, поскольку верит, что сможет обучить качественный персонал, который останется работать в селе.
В Украине, например, тоже есть села, в которых все держится на агрофирмах. Взять хотя бы Тарасенковое в Полтавской области, в котором не так давно "титушки" пытались отжать агрофирму, а люди вышли на ее защиту. Потому что едва ли не все село работает на ней, зарабатывая себе на жизнь.
Румынские реалии очень похожи на украинские. Даже визуально смотря на упомянутое в статье издания Politico румынское село, его очень легко спутать с украинским. И именно отсутствие дорог, заборы, дома только менее опрятны.
Но в трудовой миграции, безусловно, нет ничего криминального. Это естественное явление. И тут в случае как Румынии, так и Украины хочется вспомнить книги Мартина Поллака "Император Америки" и "Галичина", в которых он описывал быт и трудовую миграцию галицкого населения в Австро-Венгрии. Тогда украинцы с румынами были гражданами одного государства.
Поллак подробно описал приключения простых людей из галицких сел, неграмотных, которые попадались на рассказы агентов корабельных компаний и ехали на заработки в Бразилию, США, Аргентину. Иногда они возвращались с "монетой", а чаще оставались там навсегда, еще и семью перевозили. Повальная миграция в 19-м веке и в начале 20-го века часто заставляла даже польских землевладельцев обращаться к полиции, чтобы она проводила рейды против нерадивых рекрутов, которые лишали их дешевой рабочей силы.
Сегодня так же трудовые мигранты - это для кого-то бизнес. Множество посредников, которые обещают золотые горы и стимулируют рабочую силу ехать туда, где есть работа, заставляя падать и хвататься за голову работодателей, которые платят меньше дома. Выхода, кроме финансового, из этой ситуации нет. Бедные страны всегда будут донорами дешевой рабочей силы для богатых. Реже - квалифицированной. И это не зависит от того, являешься ты членом вожделенного для Украины ЕС, или же нет. Если мы когда-нибудь туда попадем, у нас еще больше обострится миграционная кризис. Доказано Румынией.
Андрей Коваленко, Depo.Мир