Террористическая группировка фактически утратила боеспособность.
17 сентября в нескольких городах Ливана взорвались портативные пейджеры, используемые бойцами «Хезболлы». По последним данным, были убиты 11 человек, ранены 4 тысячи, из них 400 находятся в критическом состоянии, пишет The Insider.
Два года назад «Хезболла» заявила о создании независимой от ливанского государства системы связи, позволяющей защититься от прослушивания со стороны израильской разведки «Моссад», ЦРУ и других организаций.
Как объяснил в беседе с The Insider бывший офицер-оперативник международного департамента израильской полиции, эксперт по вопросам безопасности Сергей Мигдаль, «Хезболла» решила закупить раритетные средства — пейджеры, поскольку их сигналы отследить намного сложнее, чем у мобильных телефонов.
«Они построили уникальную систему со своими вышками, центрами управления, компьютерами, энергетикой и отдельно закупили для этого приборы — кирпичики, похожие на мобильный телефон, которые совмещают рацию и телефон. Через такое устройство можно вести зашифрованные разговоры: в отличие от обычного мобильного телефона, его гораздо труднее прослушать. Все члены „Хезболлы“, даже включая самых обычных боевиков, получили эти пейджеры. „Хезболла“ работает на резервистском принципе, это не профессиональная армия, 95% боевиков „Хезболлы“ — обычные ливанские граждане: шоферы грузовиков, продавцы и владельцы магазинов, ремесленники, фермеры, крестьяне, госслужащие. И эти пейджеры служили как система их призыва с помощью кода, который присылают на пейджер, когда, например, надо собраться в квартире в Бейруте. Там уже запрятано оружие и припасы, и там они встречаются с командиром. Эту систему несколько раз испытывали», — говорит эксперт.
Как сообщает Sky News со ссылкой на собственные источники, «Моссад» имплантировал в батареи пейджеров некоторое количество одного из самых мощных взрывчатых веществ Pentaerythrite Tetranitrate (PETN).
Позже тайваньская компания Gold Apollo заявила, что пейджеры с ее лейблом, взорвавшиеся у членов ливанского движения «Хезболла», изготавливались и продавались венгерским партнером компании — фирмой BAC, имеющей соответствующую лицензию.
«По соглашению о сотрудничестве мы разрешаем BAC использовать наш бренд для продажи продукции в некоторых регионах, но ответственность за ее разработку и производство лежит исключительно на BAC», — цитирует французская Le Figaro заявление Gold Apollo.
Оборудование для системы связи, которое включало в себя компьютеры, вышки-детрансляторы, а также сами рации и пейджеры, «Хезболла» закупала у стороннего поставщика из Китая. Sky News Arabia пишет, что «Моссаду» удалось перехватить поставку этого оборудования. Как предполагает Сергей Мигдаль, взрывчатое вещество могли подложить как при транспортировке, так и на заводе-производителе в рамках сотрудничества Израиля и Китая.
«В каждый из этих приборов было вставлено небольшое количество взрывчатки. Там обязательно есть какой-то электронный элемент, есть взрывчатка, есть какие-то кнопки, которые управляют этим — может быть, по радио. Важно, чтобы был источник электричества, без этого взрыв не сработает. Очевидно, эти приборы были запрограммированы, например так, что с помощью какого-то определенного кода, посланного одновременно на все эти тысячи средств связи, эти маленькие бомбочки взорвались. Там было всего 20 грамм взрывчатки. В ближайшие дни у нас будут более точные данные, как именно это было устроено с технической точки зрения. Но главное, поскольку эти все приборы были импортированы в Ливан год-полтора назад из какого-то источника и произведены на каком-то заводе, то явно где-то по дороге с ними произвели такую манипуляцию, которая позволила столько людей убить и тяжело ранить», — говорит Мигдаль.
Как сообщало иранское агентство Mehr, в результате взрыва также был ранен посол Ирана в Ливане Моджтаба Амани. Эксперты не исключают, что многие иранские представители тоже были подключены к этой системе связи, так как «Хезболла» очень тесно работает с Ираном.
Поскольку «Хезболла» — это добровольческое подразделение из жителей Ливана, которые имеют гражданские профессии, повреждения, которые они получили при взрывах, позволят Израилю пополнить базу данных членов группировки, отмечает Сергей Мигдаль. Сама же организация будет долго оправляться от последствий: для управления боевыми действиями против Израиля нужна надежная системы связи, а на ее восстановление уйдет немало времени.
«Израиль сейчас, наблюдая за всем этим, составляет списки тысяч боевиков и командиров „Хезболлы“, которые попали в больницы. „Хезболла“ очень хочет мстить, хотя они еще не отомстили за гибель командира своего военного крыла Фуада Шукра несколько недель назад. Но они не могут сейчас эффективно работать. Нанесен очень сильный удар по „Хезболле“: армия без связи мало на что способна, а для ее восстановления нужно время. Для работы такой серьезной боевой организации необходима надежная связь, а эта их система была основным средством связи. Без нее они могут только общаться по обычным мобильным телефонам, которые, естественно, прослушиваются. И поэтому они сейчас срочно решают, как жить дальше и что делать. Основная цель была как раз не в физическом уничтожении людей, а в обрубании коммуникации, на военном языке это называется „нарушение боеспособности“. Кроме того, раненым оторвало руки, тяжелые ранения они получили в нижней части туловища. Эти люди не могут сейчас вести никакие боевые действия, сильно понижена боеспособность на ближайшее время», — отмечает эксперт.
Журналист, востоковед, автор Telegram-канала о Ближнем Востоке Руслан Сулейманов в разговоре с The Insider высказал мнение, что после этого инцидента вряд ли последует серьезный ответный удар со стороны Ливана, однако эскалация конфликта с Израилем возможна.
«„Хезболла”, конечно, заботится о своей безопасности, но мы видим, что ее возможности явно не сопоставимы с Израилем, который превосходит „Хезболлу“ в сфере и разведки, и контрразведки. Я думаю, пока что „Хезболла” будет приходить в себя, будет проводиться какое-то внутреннее расследование того, что случилось. Будут, очевидно, найдены виновные.
Чем может ответить „Хезболла”? Скорее всего, очередными обстрелами Израиля, чтобы не потерять лицо, но не более. Вряд ли это перейдет к какой-то более серьезной эскалации. Это не начало полномасштабной войны. Ее как не было, так и нет, потому что никто не хочет большой горячей войны. Она будет губительна для обеих сторон, для всего Ливана особенно, не только для „Хезболлы”. Все помнят войну 2006 года, от которой Ливан не оправился до сих пор.
При этом любая атака на членов „Хезболлы” воспринимается как возможное предзнаменование какой-то более серьезной эскалации с Израилем. И, конечно, в Ливане все опасаются, что это может перейти в нечто большее. Особенно противники „Хезболлы”, которые всячески ее отговаривают от актов возмездия после каждого подобного инцидента», — говорит Сулейманов.
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.