заглянуть на тёмную сторону

Во Франции они стали оплотом путинского режима, вербуя союзников среди политиков и бизнесменов.

Во Франции главным ресурсом российской «мягкой силы» стали потомки белоэмигрантов — представители дворянских родов. Будучи уже французами, многие из них тем не менее годами сотрудничали с российской властью, помогали Кремлю вербовать союзников среди французской оппозиции и бизнес-сообщества, продвигали нарратив о западной русофобии и геноциде жителей Донбасса. Сегодня связанные с ними структуры при поддержке МИД РФ проводят акции против НАТО и «киевского правительства». The Insider воссоздает лишь некоторые фрагменты этой «паутины» — ее истинные масштабы еще предстоит установить.

В конце 2014 года в сети распространилось письмо, озаглавленное «Солидарность с Россией» и подписанное более чем сотней представителей русского дворянства за рубежом. Составили его князь и княгиня Дмитрий и Тамара Шаховские при содействии некоей инициативной группы «Русский мост». Авторы декларации сообщали, что не могут смириться с ежедневно обрушивающейся на них «клеветой в адрес современной России, ее руководства и ее президента» и возмущены «позорным замалчиванием» европейскими властями и СМИ «преступлений» украинской армии на Донбассе.

В интервью «Российской газете» князь Дмитрий Шаховской, возглавляющий Союз русских дворян во Франции, признался, что для потомков белой эмиграции «Крым никогда не переставал быть русским»: «Такое ощущение, что именно сейчас мы возвращаемся к… „воссозданию Святой Руси“. Всю свою жизнь я защищал те устои, которые мне были переданы моими родителями, и главный из них — единство русской земли. Поэтому, когда оно укрепляется, как было с Крымом, это означает, что страна возвращается на круги своя, а это есть определенное проявление ее жизненной силы».

1
Князь Дмитрий Шаховской (крайний справа) и его жена Тамара Шаховская (крайняя слева)

«Именно вера в Россию должна быть тем стержнем, за который мы должны держаться. И в этом отчасти состоит и спасение всего мира», — провозгласил Шаховской, получая в 2019 году из рук главы МИДа Сергея Лаврова награду «За вклад в международное сотрудничество». Двое его сыновей живут в Москве. Старший, Иван, в последние годы работал зампредом Комитета по охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, а младший, Илларион, связан с Лигой безопасного интернета Константина Малофеева. Именно Малофеев считается кремлевским куратором отношений с потомками «старой» русской эмиграции, а через них — с представителями европейских консервативных кругов.

Монархисты со стажем

Одним из ближайших соратников Малофеева на этом поприще стал родившийся в Париже князь Зураб Чавчавадзе, бывший председатель Высшего монархического совета и представитель «главы Российского императорского дома» в РФ. Основатель телеканала «Царьград» Малофеев рассказывал, что познакомился с князем в 16 лет и тот стал для него «проводником в мир дореволюционной России и православия, той России, которую мы потеряли». Чавчавадзе имеет отношение практически ко всем малофеевским проектам: был гендиректором и членом попечительского совета благотворительного Фонда святителя Василия Великого, руководил одноименной частной православной гимназией в Подмосковье, входил в наблюдательный совет монархического общества «Двуглавый орел», ратующего за восстановление Российской империи. И он же помогал православному олигарху налаживать контакты с французскими ультраправыми.

В 2014–2015 годах французские СМИ выпустили серию расследований о связях «Национального фронта» (после переименования — «Национальное объединение») Марин Ле Пен с Кремлем. Издание Mediapart выяснило, что «Нацфронт» получил в Первом чешско-российском банке кредит в размере €9 млн на проведение избирательной кампании; собственником банка был близкий к Геннадию Тимченко бизнесмен Роман Попов. Несколько месяцев спустя еще €2 млн поступило на счет компании Жан-Мари Ле Пена от киприотской структуры, принадлежавшей «бывшему сотруднику КГБ» и экс-главе «ВЭБ Капитала» Юрию Кудимову. Финансовая помощь со стороны Москвы была однозначно расценена наблюдателями как вознаграждение крайне правых за поддержку аннексии Крыма и в целом российской политики в отношении Украины.

Тогда же Canal+ установил, что именно Зураб Чавчавадзе в октябре 2014-го встречал Жан-Мари Ле Пена в Москве — в ходе этого тайного визита основатель «Национального фронта» встречался с Малофеевым и одиозным философом Александром Дугиным. В беседе с журналистами грузинский князь признался, что давно и близко знаком с семьей Ле Пен, а также рассказал, что Малофеев и лидер «Нацфронта» познакомились в Париже. На вопрос, финансирует ли российский олигарх французских националистов, Чавчавадзе ответил уклончиво: «Вы никогда не сможете это доказать». Сам Жан-Мари Ле Пен подтверждал журналистам, что Малофеев помог ему получить кредит для избирательной кампании.

2
Зураб Чавчавадзе и Жан-Мари Ле Пен, Москва, 2014

В конце мая того же 2014 года Малофеев и Чавчавадзе принимали в Вене закрытый форум, приуроченный к 200-летию образования «Священного союза». Швейцарское издание Tages-Anzeiger описывало его как съезд националистов, задумавших воссоздать общеевропейское консервативное движение для противостояния властвующему в Европе либеральному гей-лобби. Хедлайнером мероприятия стал Александр Дугин, а среди участников оказались евродепутат и советник Марин Ле Пен по международным вопросам Эмерик Шопрад, племянница лидера «Национального фронта» Марион Марешаль-Ле Пен, а также лидеры праворадикальных движений из Австрии, Болгарии, Венгрии и других стран. Ранее представители многих из них присутствовали в качестве международных наблюдателей на незаконном референдуме в Крыму. Гости произносили хвалебные речи в адрес Владимира Путина, называли его «спасителем» и реинкарнацией Александра I, по инициативе которого был создан Священный союз европейских монархий после низвержения Наполеона.

Чавчавадзе же, предположительно, свел Малофеева с Александром Бородаем — прежде чем возглавить правительство так называемой ДНР, тот работал у Малофеева пиар-консультантом. В интервью изданию «Русская народная линия» князь поведал, что «с пеленок» знает Бородая (дружил с его отцом) и через него знаком с Игорем Стрелковым (Гиркиным). В качестве гендиректора Фонда святителя Василия Великого Чавчавадзе летом 2014-го заключил с Бородаем соглашение о сотрудничестве (Малофеева называют одним из главных спонсоров пророссийских сил в Крыму и сепаратистов Донбасса). Формально договоренности предполагали организацию сбора гуманитарной помощи для пострадавшего от боевых действий населения Донбасса.

А вот как грузинский князь вспоминал о первой встрече со Стрелковым: «Мы много разговаривали с Игорем, вместе с Константином Малофеевым, объясняли наши позиции, поскольку нам предстояло сотрудничать, когда Стрелков еще до крымских событий вливался в нашу структуру, когда он пришел на работу в наш Фонд Василия Великого… Выяснилось, что Стрелков — монархист, а мы с Константином Малофеевым монархисты убежденные, что называется, со стажем… Мы много говорили и о Путине. Моя позиция проста. Если бы не Владимир Владимирович, то России бы уже не было в 2002 или 2003 году! Нашей страны уже не существовало бы! Ее бы уже распродали! И я видел, что Стрелков эти идеи воспринимает, что мы понимаем роль Путина одинаково».

Православные чекисты

В сентябре 2014 года в Москве проходил международный консервативный форум «Многодетная семья и будущее человечества». Инициировали его малофеевский Фонд святителя Василия Великого и Фонд Андрея Первозванного — проект Владимира Якунина. Бывший глава РЖД также имеет обширные связи среди потомков белоэмигрантов. Так, в 2010 году Якунин организовал для них морской поход, посвященный 90-летию исхода флотилии генерала Врангеля из Крыма. Участники экспедиции повторили путь своих предков, но в обратном направлении — из Европы в Севастополь, что символизировало возвращение изгнанников к родным берегам. Государственные СМИ тогда восторженно писали, что поход станет «символическим завершением Гражданской войны в России».

Из разных стран на «семейный» форум съехалось около двух сотен поборников «традиционных ценностей» — общественные деятели, чиновники, ученые. Среди почетных гостей был упомянутый выше Эмерик Шопрад — на пленарном заседании его посадили за один стол с Малофеевым, Якуниным, патриархом Кириллом и Еленой Мизулиной. В своей речи советник Марин Ле Пен обвинил Америку в развязывании идейной войны против России и Китая и назвал Москву духовным маяком для других стран. Интересно, что через несколько лет после этого, когда Шопрад будет входить в подкомитет Европарламента по вопросам безопасности и обороны, на стажировку в его офис устроится дочь Дмитрия Пескова Елизавета. Откровенно пророссийскую позицию Шопрад занимает и сегодня: в Twitter он критикует Запад за поддержку Киева и предрекает России победу над европейской спесью и тупостью.

Отдельную группу гостей форума составляли «французские политики от князя Трубецкого А. А.». Их делегацию во главе с евродепутатом и одним из главных лоббистов Кремля во Франции Тьерри Мариани в те же дни принял у себя председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Спикер поблагодарил иностранных коллег за «самостоятельность в оценках» и «взвешенную позицию» по украинскому вопросу. Многие из них действительно критиковали политику Запада в отношении России, неоднократно посещали Крым и оправдывали аннексию; тот же Мариани называл присоединение Крыма «исторической закономерностью».

Председатель французского Общества памяти императорской гвардии князь Александр Трубецкой, сопровождавший команду Мариани на встрече с Нарышкиным, — еще один русский аристократ, помогающий Кремлю обрабатывать потенциальных союзников во Франции. Потомок идеолога евразийства Николая Трубецкого, он с 1970-х годов торговал с СССР, в частности, поставлял системы связи для Министерства гражданской авиации, РАО «ЕЭС России», Академии наук, ИТАР-ТАСС. Одним из ключевых партнеров князя среди российских чиновников стал Игорь Щеголев, бывший министр связи, а ныне полпред президента в Центральном федеральном округе. Трубецкой познакомился с ним в начале 1990-х, когда тот был собкором ИТАР-ТАСС в Париже, а на самом деле — сотрудником Первого главного управления КГБ под прикрытием. Щеголев также близок к РПЦ и является другом и главным покровителем Константина Малофеева во власти. С подачи Щеголева осенью 2011 года Трубецкой был избран председателем совета директоров телекоммуникационного холдинга «Связьинвест».

3
Александр Трубецкой

Вообще, «многие из тех, кто сыграл заметную роль в карьере Трубецкого, считаются бывшими сотрудниками КГБ», следует из профайла князя в «Ведомостях». Так, на почве увлечения военной историей Трубецкой сошелся с будущим министром культуры Александром Авдеевым, также выходцем из спецслужб. В начале 2000-х Авдеев был послом РФ во Франции и «очень интересовался вопросами сближения России с потомками эмигрантов», рассказывал Трубецкой. Авдеев позвал его в соучредители ассоциации «Франко-российский диалог» (ФРД), созданной в 2004 году под патронажем Путина и Жака Ширака для развития двустороннего сотрудничества. Через несколько лет князь стал ее исполнительным директором. По совпадению, руководящие позиции в организации занимали Владимир Якунин и Тьерри Мариани.

Во «Франко-российском диалоге» состояли политики и бизнесмены, топ-менеджеры крупнейших компаний двух стран — от Внешэкономбанка и Рособоронэкспорта до Total и Renault. Ассоциация, выражаясь словами Трубецкого, «помогала своими контактами на очень высоком уровне»: лоббировала заключение сделок, устраивала поездки французских парламентариев в Москву и наоборот, а после аннексии Крыма «пробивала» снятие санкций с России. Участвовали в работе организации и посольство РФ в Париже, в том числе предоставляя для ее заседаний свои помещения, и Россотрудничество. В апреле 2016 года Мариани, тогда депутат Нацсобрания от оппозиционной правоцентристской партии «Республиканцы», внес в нижнюю палату парламента проект резолюции, которая призывала правительство отменить санкции как «полностью неэффективные» и угрожающие экономике Франции. Через несколько месяцев аналогичную резолюцию уже на рассмотрение Сената представил другой видный участник «Диалога» Ив Поццо ди Борго. Оба документа были одобрены большинством голосов, но носили лишь рекомендательный характер.

Рано или поздно у французских органов должны были возникнуть претензии к ФРД. По сведениям Le Monde, в сентябре 2021 года парижская прокуратура начала сразу два расследования в отношении ассоциации — по подозрению в коррупции, злоупотреблении влиянием и доверием, а также в отмывании денег. В центре разбирательства — Мариани и ди Борго.

4
Тьерри Мариани

Несмотря на это, активную работу в интересах Кремля «Франко-российский диалог» ведет и сегодня — агитирует за продолжение сотрудничества с РФ, проводит конференции, интервью и встречи с лояльными Москве экспертами и пропагандистами (такими как Петр Толстой). Темы этих встреч созвучны кремлевской повестке: «Американский план по демонтажу России», «Что вам не говорят об Украине», «Действительно ли Франция и Европа нуждаются в НАТО?». С французской стороны организацию по-прежнему возглавляет Тьерри Мариани, а Якунин теперь числится ее почетным президентом. Он до сих пор не включен в санкционный список ЕС. В коммерческом реестре Франции ФРД указывает два адреса: по одному из них, на Елисейских полях, находится представительство РЖД, а второй совпадает с адресом Русского дома науки и культуры в Париже, филиала Россотрудничества.

Якунин и Трубецкой взаимодействуют и по «церковной линии». В конце 2016 года они участвовали в освящении нового Троицкого собора на парижской набережной Бранли, неподалеку от Эйфелевой башни. Первую литургию в этом крупнейшем в Европе православном храме отслужил лично патриарх Кирилл. Церковь находится на территории российского духовно-культурного центра Московской патриархии; в комплекс входят также русско-французская школа, выставочный и концертный залы, несколько элитных квартир и офисы посольства РФ (этот земельный участок приобрело Управление делами президента РФ).

5
Строительство Троицкого собора в Париже

Появлению в сердце столицы столь яркого символа российского присутствия активно сопротивлялось французское разведсообщество. Там полагают, что «духовный центр», с трех сторон соседствующий с дворцом Альма, одной из официальных резиденций французского президента, станет новой базой российских агентов. «Церковь находится очень близко от МИДа и недалеко от Елисейского дворца. Существуют опасения, что оттуда будут вестись прослушки переговоров в двух этих важных государственных зданиях», — рассказал RFI журналист и автор книги «Русская Франция: расследование о сетях Путина» Николя Энен.

Посланники России

В конце ноября прошлого года на съезде Координационного совета российских соотечественников (КСОРС) посол Алексей Мешков вручил Трубецкому почетный знак МИДа «За вклад в международное сотрудничество». Принимая награду, князь произнес пафосную речь о духовном превосходстве «русского мира» над западным. Войну в Украине он назвал «событиями на юге России», а представителей диаспоры — посланниками России за рубежом, которые, несмотря ни на что, должны гордо защищать «нашу русскость».

О том, как с этой задачей справляется он сам, Александр Трубецкой поведал ведущему ток-шоу «Большая игра» на Первом канале Вячеславу Никонову (возглавляет фонд «Русский мир»). Все усилия князя сегодня сосредоточены на борьбе с «антироссийской пропагандой» во Франции — и распространении пропаганды кремлевской: «Французские СМИ все время приглашают украинцев, а нас, русских, туда не допускают. И, конечно, [у некоторых возникают сомнения], даже среди моих знакомых, а может, мы не туда полезли, может, мы не то делаем. Вот это приходится все время корректировать, и это сейчас основная работа моей ассоциации [Общества памяти Императорской гвардии]».

Помимо рядовых членов КСОРС, на ноябрьском съезде выступили также активисты движения SOS Donbass, организующего во Франции пророссийские выступления. Акции проходят под лозунгом Stop Killing Donbass: главный их месседж состоит в том, что оружие, поставляемое странами НАТО Украине, на самом деле используется для уничтожения гражданского населения Донбасса или попадает на черный рынок. Осенью основательница движения Анна Новикова-Бернэ направила во французский парламент петицию с требованием прекратить поставки вооружений Киеву.

Последнюю демонстрацию в защиту Донбасса провели 21 января в городе Тарб на юго-западе страны. Протестующие — всего около 40 человек — держали флаги Франции, России и самопровозглашенной ДНР, а также транспаранты с надписями «СТОП НАТО» и «Нет фашизму». В ноябре прошлого года подобная акция прошла на Марсовом поле в Париже.

Присутствие представителей SOS Donbass на съезде соотечественников, организованном МИДом и Россотрудничеством, не оставляет сомнений в их связях с российскими властями. Любопытно и то, что главным информационным партнером Новиковой-Бернэ выступает «независимый военный репортер» из Франции Адриан Боке — завсегдатай эфиров российского Первого канала, прославившийся как «разоблачитель украинского фейка» о Буче. В соцсетях он агитирует своих подписчиков делать пожертвования в пользу SOS Donbass и присоединяться к их протестам.

С одобрения МИДа действует и другой организатор демонстраций против НАТО — ассоциация France — Russie Convergences («Франция — Россия — Согласие»). Так, в июне ее представители были приглашены на празднование Дня России к генконсулу РФ в Марселе. С этой структурой связан видный функционер КСОРС, писатель и бывший журналист AFP Дмитрий де Кошко, чей славный предок Аркадий Францевич Кошко был начальником московской сыскной полиции и контролировал огромную сеть агентов-осведомителей.

В конце августа организация провела в Ницце траурную акцию в память о Дарье Дугиной. «Даша шла по пути своего отца Александра Дугина и вместе с ним искала евразийский путь. Это путь вне национализма, либерализма и коммунизма, которые евразийцы считают западными идеями, — сказал господин де Кошко в беседе с ТАСС. — Если Евразия утвердится как большая экономическая и политическая сила, власть империи англосаксов в мире закончится». Сегодня де Кошко — ярый обличитель «антироссийской пропаганды», развернутой европейскими СМИ. Для мониторинга русофобского контента он даже запустил сайт StopRussophobie.

6
Дмитрий де Кошко

Примечательна и фигура председателя совета соотечественников во Франции — историка и преподавателя Национального института восточных языков и цивилизаций (INALCO) в Париже Георгия Шепелева. Несколько лет назад он подал иск о клевете против профессора славистики Университета Ренн-II (Бретань) Сесиль Вессье. В своей книге «Сети Кремля во Франции» Вессье подробно рассказала о российской «мягкой силе» во Франции, в частности о том, как КСОРС во главе с Шепелевым использовался для продвижения кремлевской повестки. В 2011–2012 годах Шепелев изображал из себя борца с российским режимом — организовывал в Париже демонстрации в поддержку «болотного движения» и координировал в Facebook группу «сторонников демократии в России». Однако совсем скоро он занял совсем иную позицию.

В разговоре с The Insider Сесиль Вессье вспоминает, как уже в феврале 2013 года Шепелев настойчиво приглашал ее на прием в российское посольство: «Я была очень удивлена этим. Конечно, возник вопрос, действительно ли он так сильно поменял свои взгляды или его выступления против Путина с самого начала были провокацией».

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss