зазирнути на темний бік

«Контратака» Игоря Валерьевича с треском провалилась.

Только сейчас, почти через три года после принятия "антиколомойского" закона, можно уверенно говорить, что он стал реальной защитой Приватбанка от посягательств бывших собственников, пишет Юрий Вишневский на сайте ДС.

В последние месяцы у Игоря Коломойского дела шли неважно. Утрата им былого влияния стала очевидной еще в ноябре прошлого года, когда акции главных нефтяных активов олигарха — ПАО "Укрнафта" и ПАО "Укртатнафта" — были принудительно отчуждены в собственность государства. Но это не означало, что он стал политическим трупом. Хоть у него и возникли временные трудности, он имел немалые шансы восстановить свое влияние и вернуть себе всю собственность, которую отобрало у него государство. Решающая победа ожидалась в судах по Приватбанку, который весит больше, чем "Укрнафта" с "Укртатнафтой".

Но 15 февраля Большая палата Верховного суда разрушила эти надежды. Она подтвердила законность национализации "Приватбанка" и невозможность его возвращения бывшим собственникам. Можно констатировать, что временные трудности олигарха перешли в разряд постоянных и неустранимых.

И речь тут идет о проблемах не только в бизнесе, но и в политике. Его перспективы политического реванша обнулились. Ведь главное в этой истории заключается даже не в судебном решении, а в том, почему оно стало возможным. Против бывших собственников Приватбанка сыграла объединенная команда Кабмина и Нацбанка. И это является лучшим доказательством того, что политическое воскрешение Коломойского уже невозможно.

Три года судебной войны

Это судебная история началась в конце 2019 г. Дела тогда у Коломойского были на подъеме, после президентских и парламентских выборов он имел своих людей на Банковой, в парламенте и правительстве. Неудивительно, что бывшие собственники Приватбанка решили воспользоваться моментом, чтобы вернуть себе этот актив.

С иском в Хозяйственный суд Киева обратился бывший глава правления Приватбанка Александр Дубилет (его сын Дмитрий тогда занимал пост министра Кабинета министров, то есть руководил секретариатом Кабмина, включая и юридический департамент). Он потребовал признать недействительными договор о приобретении акций и договор о покупке-продаже акций от 20 и 21 декабря 2016 г., согласно которым Приватбанк перешел в собственность государства. Ответчиками в иске были названы Приватбанк, Минфин и Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). 2 января 2020 г. суд открыл производство по делу.

Кредиторы Украины (МВФ, Евросоюз, страны Большой семерки) отреагировали на это требованием принять закон, который бы запретил возвращение Приватбанка Коломойскому. Без этого МВФ вообще отказывался утверждать программу финансирования для Украины. Закон был принят 13 мая 2020 г. и получил неформальное прозвище "антиколомойский" (официально это закон №590-ІХ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизмов регулирования банковской деятельности"). Владимир Зеленский быстро подписал закон и назвал его историческим, 23 мая он вступил в силу, и уже 9 июня 2020 г. МВФ утвердил для Украины программу на $5 млрд.

Осталось убедиться, что закон работает. К тому времени уже сменилось правительство, Дмитрий Дубилет лишился поста в Кабмине, а в феврале 2021 г. генпрокурор Ирина Венедиктова согласовала сообщение о подозрении Александру Дубилету и еще двум бывшим менеджерам Приватбанка. 2 июня 2021 г. Высший антикоррупционный суд заочно избрал Дубилету-старшему (он, конечно, успел сбежать в Израиль) меру пресечения в виде содержания под стражей. И в тот же день (кто-нибудь верит, что это случайное совпадение?) Хозяйственный суд Киева закрыл производство по иску Дубилета, сославшись на "антиколомойский" закон.

Однако недоброжелатели Коломойского рано радовались. Он сумел показать, что его желания в Украине могут иметь больший вес, чем обязательства Киева перед западными партнерами. 11 октября 2021 г. Северный апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляцию Дубилета и обязал Хозсуд Киева вернуться к рассмотрению дела. После такого постановления апелляционной инстанции возникла реальная перспектива, что Хозсуд Киева удовлетворит иск Дубилета и отменит национализацию Приватбанка. А когда через три месяца началась большая война, это дело вообще выпало из общественного внимания. И была серьезная опасность того, что пока Украина отражает российскую агрессию, Коломойский тихо заберет себе банк, в спасение которого государство вбухало более 155 млрд грн.

40 поражений за один раз

К несчастью для Коломойского, на стороне Приватбанка грамотно сыграли Кабмин и Нацбанк, которые выступили в роли третьих лиц на стороне ответчиков. Прежде всего, Приватбанк и Кабмин подали кассационные жалобы в Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного суда. А что касается роли Нацбанка, приведем слова главы НБУ Андрея Пышного: "Благодарю нашу объединенную юридическую команду НБУ, ФГВФЛ, Минфина, Приватбанка, юридических советников, за виртуозную работу, учитывая уровень ответственности, который лег на ваши плечи".

Подчеркнем, что это была тяжелая юридическая битва. Кассационный хозяйственный суд не смог принять решение и переложил ответственность на Большую палату Верховного суда. И она 15 февраля, ссылаясь именно на "антиколомойский" закон, отменила постановление апелляционной инстанции и подтвердила законность закрытия Хозсудом Киева производства по иску Дубилета о недействительности сделок по купле-продаже акций Приватбанка.

Таким образом, только сейчас, почти через три года после принятия "антиколомойского" закона, можно уверенно говорить, что он стал реальной защитой Приватбанка от посягательств бывших собственников. Иск Дубилета — это не единственная попытка. По словам Пышного, бывшие собственники инициировали более 40 подобных судебных дел, чтобы вернуть себе Приватбанк. После решения Большой палаты Верховного суда все эти дела стали полностью бесперспективными.

Это решение — последний гвоздь для Коломойского. Раньше еще можно было сомневаться, действительно ли власть играет против олигарха или же только изображает борьбу с ним. Все мы понимаем, что если западные партнеры настаивают, то власть может изображать решительные действия. И следователи могут даже проводить у Коломойского обыск, сняв обувь, чтобы не запачкать ковер.

Но решение по Приватбанку — это точно не спектакль. И юристы Кабмина, Минфина, Нацбанка, ФГВФЛ и самого Приватбанка не изображали активность, а буквально выгрызли победу в Верховном суде. Это — недвусмысленный сигнал не только всем судьям хозяйственных судов, но и всем политикам, депутатам, чиновникам, которые до сих пор рассматривали свои перспективы в зависимости от самочувствия олигарха. Но Приватбанк ушел от Коломойского окончательно и бесповоротно. "Укрнафта" с "Укртатнафтой", по-видимому, тоже. Game over.

Тут можно было бы предположить, что Коломойский захочет отомстить. Но этим он сделает хуже только себе. Во-первых, никакая власть в здравом уме не пойдет на разрыв с Западом ради воскрешения бизнес-империи Коломойского — умерла, так умерла. Во-вторых, перспективу экстрадиции в США, где против Коломойского открыты дела об отмывании денег, никто не отменял.

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss