За шесть ходок под бомбежками и обстрелами вывезли более тысячи ракет.
Военный завод, расположенный недалеко от Малина, что на Житомирщине, битком набитый ракетами, в первые дни российской агрессии против Украины оказался ничейным. Несколько добровольцев, рискуя жизнями и своими дорогими автомобилями, взялись и в шесть ходок, под бомбежками и обстрелами, в прямой видимости вражеских ДРГ, вывезли ракеты. В том числе, «Нептуны», которые, возможно, и поразили крейсер «Москва», пишет ZN.ua.
Неформальным лидером этой группы был Виктор Олийнык. До войны — председатель общественной организации и заядлый охотник, а сегодня — командир взвода снайперов ВСУ.
Виктор Олийнык, организатор вывоза ракет из оказавшегося в «серой зоне» военного завода
Он и стал основным рассказчиком этой истории.
«В начале четвертого утра, 24 февраля, мне позвонили из моего охотхозяйства, которое находится возле белорусской границы, и сообщили, что в нашу сторону идет большая колонна длиной около 30 километров. А потом ракеты полетели на Житомир, — вспоминает Виктор. — Мне звонили отовсюду — сообщали о движении врага. Я звонил знакомым в СБУ, передавал полученную информацию. Вечером пришел в горраду поделиться имеющейся информацией. Там были мэр города Сергей Сухомлин, Геннадий Зубко, Павел Климкин, Сергей Пашинский. Как я потом узнал, они приехали решать логистические вопросы.
Пашинский сообщил, что на военном заводе за Малином находится большое количество украинских ракет. Туда заходили наши спецслужбы, чтоб вывезти часть вооружения, был бой с российской ДРГ. Потом все вышли оттуда — образовалась «серая зона». Ракеты остались на месте.
Так как я знаю все те места — мы там охотимся, сказал, что могу организовать вывоз оружия. Мэр Житомира Сергей Сухомлин сказал, что сможет выделить один грузовик. А я организовал фуру — мой товарищ Сережа Шевченко живет в 15 километрах от завода, и у него две собственных фуры. Звоню, говорю: «Нужна твоя помощь». Получил ответ: «Машины на ходу».
Я поговорил с друзьями, сказал, что надо вывезти ракеты. Получил ответ: «Мы готовы». Оружие у нас свое — охотничье, но нарезное. Вооружаемся. Выдвигаемся. Позвонил одному из руководителей областного СБУ, попросил помочь заехать в «серую зону» и на территорию военного завода. Нам дали в помощь офицера СБУ — он знал все пароли.
Мы доехали до завода, обошли все кругом — было тихо и страшно. У нас военного опыта никакого, хотя стрелять умеем — все же охотники, но это не охота, а война! Зашли на территорию — никого. Гробовая тишина. Все двери нараспашку. Позвонили водителям: «Можете заезжать — чисто».
Приехала кладовщица завода (ее предупредили), с ней еще двое местных грузчиков. Загрузились «Стугнами» и «Корсарами» — больше тысячи штук, и тут началась бомбежка. Мы — по машинам и даем по газам…
«На заводе». Добрались ребята до завода. Пока тихо
Вторая ходка прошла ровно, если не считать того, что на блокпостах нас категорически не хотели пропускать.
Попросили сделать еще одну, третью, ходку, чтоб все ПТРК забрать. А в нашей группе всего пять человек осталось: кто-то семьи вывозит, кто-то не может по другим причинам… Вызвался бывший министр иностранных дел Павел Климкин. Он говорит: «Давайте, я поеду». Я говорю: «Поехали!» И подколол: «Не испугаешься?»
Приезжаем на завод. Никого. Грузимся. И когда оставалось догрузить два последних поддона (штук 60 ракет) снова началась бомбежка. А мы продолжаем погрузку — страха уже нет. Загрузили фуру, бус и джип, поехали.
…Мы на джипе шли вторыми в колонне. Выехали на трассу. Ждем фуру — нет ее. И тут в сторону взорванного моста у «Варшавки» проезжает бус — банковский броневик. А это ведь «серая зона», до нашего блокпоста — 12 километров. Я спрашиваю по рации у Валеры Маковеева, который шел на моем бусе перед нами: «Вам попадался навстречу зеленый бус?» Он говорит, что не попадался. Я понял — не наши люди. Говорю, надо разворачиваться и выяснять, где наша фура. Напарник спокойно так говорит: «Давай-ка я сяду за руль, а ты возьми оружие. Ты лучше стреляешь, я лучше вожу — пусть каждый занимается своим делом».
Едем в сторону завода. Слышу: «С левой стороны движение». Поворачиваюсь, бежит группа людей с белыми повязками на рукавах и пытается нас окружить. Я даю команду: «На завод!» Подъезжаем, а там Сережа свою фуру кантует, пытается выехать. Я ему: «Серега, бегом отсюда!» Едем по лесу и на пересечении лесных дорог едва разминулись с этим зеленым бусом. Вижу в нем двух чуваков. Кладу карабин на плечо Климкину и веду их на прицеле. Кричу: «Газу!». Сереге по рации: «Газу!» Серега прижимает этот бус к обочине, и мы выезжаем на трассу.
Дальше было еще три поездки на завод, но уже в другом составе. Вывозили большие ракеты: «Вільха» и полусобранные «Нептуны». А напарник мой в той поездке настоящим мужиком оказался. Наблюдательный. Вопрос нашей жизни и смерти тогда решали секунды!
8-метровые ракеты «Вільха» вывозили уже на платформах
«Вільху», 56 штук, сказали везти непосредственно ракетчикам — те остались без боеприпасов. Было много радости, когда привезли. А вечером по ТВ можно было увидеть результаты работы по «кадыровцам» ракет, которые нам удалось вывезти из-под носа у врага — гору вражеских танков, превращенных в металлолом. Думается, каждый помнит эти кадры», — резюмирует Виктор.
Виктор также вспомнил еще один эпизод: когда грузили очередную партию ракет, примчался какой-то генерал и стал кричать, что здесь зона его ответственности. Тут прилетели две вражеские ракеты и взорвались одна справа, другая слева от цеха. Генерала — как ветром сдуло. Двое полицейских, сопровождавших его, остались помогать грузить ракеты и обеспечивать охрану — молодцы ребята!
Спрашиваем у Виктора: «Наградили?»
Отвечает: «Нет пока, но обещали».
Приводим поименный список настоящих героев, вывозивших ракеты с Малинского военного завода «Луч»:
Дмитрий Биленький, экономист, киевлянин,
Павел Климкин, экс-министр иностранных дел Украины, киевлянин,
Сергей Кулмалиєв, предприниматель из Звягеля,
Валерий Маковеев, предприниматель из Житомира,
Сергей Мороз, военнослужащий,
Дмитрий Мосийчук, житомирянин, безработный,
Владимир Никитчин, тогда — начальник караула в пожарно-спасательной части (г.Андрушевка, Житомирская область),
Валерий Никитчин, тогда — сотрудник коммерческой структуры, теперь — разведчик-стрелок-снайпер 1-й отдельной бригады специального назначения им. Ивана Богуна,
Виктор Олийнык, житомирянин, тогда — председатель общественной организации «Объединение в новую жизнь», теперь — сержант ВСУ, снайпер,
Сергей Шевченко, житель Малина, водитель-дальнобойщик, на чьих фурах перевозились ракеты.
Необходимо также напомнить имена водителей «Житомирского водоканала», которые согласились ехать в пекло за оружием для украинских защитников:
Виктор Сокирка, Анатолий Голомаха, Антон Сорочинский.
Все парни хором заявляют, что двое полицейских, которые приехали с генералом и остались помогать грузить ракеты — настоящие мужчины и настоящие украинцы. Вот только забыли спросить их имена… Надеемся, что отзовутся. И не называем имени сотрудника СБУ, сопровождавшего эту во многом странную спецоперацию, — начальство не разрешило.
Эти люди — настоящие герои. Они по собственной инициативе сделали то, чего не сделали те, кому по штату положено было вывезти завод и вооружение.
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.