зазирнути на темний бік

Россия использовала жестокость как военную стратегию.

С самого начала войны у российских военных были списки с именами влиятельных украинцев, на которых они должны были вести охоту, выяснило AP. По данным агентства, в списки, составленные российскими спецслужбами, попали правительственные чиновники, журналисты, активисты, ветераны, религиозные деятели и юристы, передает The Insider.

Авторам расследования удалось подтвердить 61 случай преследования жителей Украины по этим спискам. По словам выживших, с которыми удалось поговорить AP, некоторых жертв держали в специально оборудованных местах под стражей, где их допрашивали, избивали и пытали электрошоком. Некоторые затем оказались в России, другие умерли.

В трех случаях россияне под пытками вынуждали людей доносить на других. В трех других случаях были захвачены члены семьи, в том числе ребенок, для оказания давления на допрашиваемых. Согласно показаниям свидетелей, собранным на оккупированных и ранее оккупированных территориях Киевской, Херсонской, Запорожской, Черниговской и Донецкой областей, аналогичная картина наблюдалась по всей стране, пишет AP.

По данным источников агентства в американской разведке и британских аналитиков по национальной безопасности, ФСБ потратила несколько месяцев на составление списков потенциальных жертв перед вторжением 24 февраля. Этим, как утверждает украинская разведка, занималась так называемая Пятая служба ФСБ. Журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган утверждали ранее, что эта служба обеспечивала президента России Владимира Путина данными о политической ситуации в Украине, а ее руководство позже попало под домашний арест, но официальных подтверждений этой информации не было.

«Эта политическая стратегия точечных убийств была спущена с самого верха в Кремле», — заявил AP Джек Уотлинг, старший научный сотрудник RUSI.

Журналисты агентства получили, в частности, копии пяти списков, в которых были имена 31 человека. На упомянутых там людей российские военные охотились в Николаевской и Херсонской областях. В этих списках были восемь солдат, семь ветеранов, семь предполагаемых гражданских лиц и девять человек, обвиняемых в помощи украинским военным или разведывательным службам. Туда, в числе прочих, попал один человек, обвиненный в антироссийских взглядах и антироссийской пропаганде, отмечает AP. Документ содержал полные имена, а также некоторые прозвища, даты рождения и адреса.

В одном из таких списков, по данным AP, оказался Андрей Купраш, глава поселка Бабинцы к северу от Киева. Купраш рассказал агентству, что через неделю после вторжения ему позвонили с неизвестного номера. Его спросили на русском, является ли он главой села. Купраш испугался и сказал, что нет, а ему в ответ сказали: «Мы вас всё равно найдем. Лучше сотрудничать с нами».

В конце марта российские военные похитили Купраша и отвезли на местное кладбище. Там его заставили раздеться до нижнего белья и вырыть себе могилу. Его обвинили в передаче данных о позициях российских военных ВСУ. После того как Купраш вырыл могилу, его заставили спуститься туда, после чего командир сбросил ему одежду и велел закурить. Потом он приказал ему сесть в машину, и они вернулись в деревню. Когда машина остановилась и Купраш вышел, военный сказал ему: «Живи».

Депутата Пологовского горсовета Запорожской области Алексея Дибровского российские военные взяли в плен в конце марта. Его посадили в подвал, потом в изолятор возле военного аэродрома. И всё это время избивали. Дибровский рассказал, что ему вставляли пистолет в рот, угрожали убить и стреляли возле головы. Спустя несколько недель Дибровского доставили в фильтрационный центр в Оленовке Донецкой области, а потом в СИЗО-1 в Курске. Там, по его словам, его тоже жестко избивали. После пыток ему дали бумагу и ручку и заставили подписать непонятные бумаги под диктовку. Только спустя некоторое время он понял, что российские военные хотели заставить его шпионить в Украине. В апреле Дибровского обменяли на российских солдат, попавших в украинский плен.

Агентство отмечает, что в настоящее время невозможно отразить документально весь масштаб похищений. Центр гражданских свобод, украинская неправительственная организация, получившая в этом году Нобелевскую премию мира, собрал более 770 дел о гражданских лицах, попавших в плен после начала вторжения России.

Как отмечается в расследовании, наличие таких списков свидетельствует о том, что большая часть насилия в Украине была запланированной, а не случайной. Россия использовала жестокость как военную стратегию, заключают журналисты.

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss

лонгріди