«Великий Вождь румын» верил в народную поддержку, а протесты считал выходками хулиган, подстрекаемых иностранными спецслужбами.
Николае Чаушеску правил Румынией 24 года в 1960—1980-х. Он установил свой культ личности, провозгласив себя «Великим Вождем», а с инакомыслием боролся с помощью тайной полиции «секуритате». Стремясь к экономической независимости от СССР, Чаушеску набрал кредитов у западных стран, а чтобы их выплатить, румынам пришлось экономить на продуктах, электричестве и отоплении. Когда в стране начались протесты, Чаушеску приказал подавить их силой. Протестующих он называл «хулиганами, которых организовали зарубежные спецслужбы». Двадцать первого декабря 1989 года Чаушеску приказал согнать тысячи людей в Бухаресте на митинг в свою поддержку. Это обернулось антиправительственным восстанием, которое поддержала армия. Диктатор вместе с женой бежали из столицы, но их поймали, быстро провели трибунал и расстреляли. Пока в Беларуси диктатор Александр Лукашенко борется с народом силой и преследует оппозицию, обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров вспоминает историю правления и смерти диктатора Николае Чаушеску.
Около полудня 21 декабря 1989 года перед зданием ЦК в Бухаресте собрался стотысячный митинг, который должен был продемонстрировать народную поддержку режима Николае Чаушеску. Диктатор вышел на балкон и начал рассказывать об угрозе независимости Румынии. Но тут в толпе стали взрывать петарды и кричать: «Долой!». Чаушеску удивленно умолк, охрана попыталась увести его с балкона, приняв взрывы петард за выстрелы, а его жена попробовала успокоить людей.
Телевидение на время прервало трансляцию «в связи с техническим сбоем». Когда толпа немного успокоилась, Чаушеску (по совету жены) пообещал с 1 января следующего года увеличить зарплаты и пенсии. После этого приближенные увели растерянного диктатора с балкона.
Но люди не уходили с площади. К вечеру провластный митинг перерос в антиправительственный протест. На улицах Бухареста начались столкновения. В город ввели войска — и солдаты стали переходить на сторону протестующих. Верными режиму оставались только агенты тайной полиции «секуритате». Демонстранты совместно с войсками заняли телецентр в Бухаресте и объявили: «Братья румыны! Диктатура пала!». Протесты начались по всей стране.
Днем 22 декабря, когда демонстранты подступали к зданию ЦК, на его крышу сел вертолет. На нем Чаушеску с женой улетели из столицы. Но далеко сбежать не получилось — их арестовали примерно в ста километрах от столицы и доставили в воинскую часть небольшого городка Тырговиште.
К 25 декабря бои в Бухаресте практически прекратились. Глава «секуритате» приказал подчиненным «стать на службу стране и народу», то есть прекратить сопротивление. В этот же день в воинской части Тырговиште начался трибунал над Чаушеску и его женой. Он длился всего полтора часа. Подсудимых признали виновными в геноциде, подрыве государственных институтов и национальной экономики и приговорили к смертной казни. В 14:50 Николае и Елену Чаушеску расстреляли около стены солдатской уборной.
Николае Чаушеску правил в Румынии 24 года — с 1965 по 1989 год. Из всех лидеров стран соцлагеря он проводил наиболее независимую от СССР политику. Постепенно в Румынии сформировался культ личности Чаушеску. В 1970-х у него появились титулы «Великий Вождь», «Гений Карпат», «Полноводный Дунай разума».
Родственники Чаушеску занимали главные посты во власти. Прежде всего речь о его жене — Елена стала фактически вторым человеком в государстве, а пропаганда называла ее «матерью всех румын». Любое инакомыслие подавляла тайная полиция «секуритате», которая вскрывала почту, прослушивала телефоны, квартиры. Неугодных арестовывали и пытали в тюрьмах. Люди были настолько запуганы, что боялись говорить с иностранцами, даже из дружественного соцлагеря.
Чтобы сделать страну экономически независимой от СССР, Чаушеску бесконтрольно брал кредиты у западных стран. К началу 1980-х долги Румынии по кредитам составили 13 миллиардов долларов. Чтобы их погасить, Чаушеску ввел в стране режим жесткой экономии. Появились карточки на бензин, хлеб, молоко. Воду, отопление и электричество включали на несколько часов в день. К началу 1989 года кредиты удалось выплатить, но прежде одна из самых быстрорастущих экономик Румыния превратилась в одну из беднейших стран в Европе.
К этому времени Чаушеску жил в параллельной реальности в роскошном президентском дворце. Он был уверен в народной поддержке и радовался сфабрикованным отчетам о темпах роста народного хозяйства, которые ему подавали запуганные чиновники. В своем последнем интервью журналу Newsweek в августе 1989 года он искренне удивлялся вопросам о пустых полках в магазинах и о культе личности.
16 декабря начались антиправительственные протесты в Тимишоаре. После первых столкновений с правоохранителями демонстранты принялись громить местные отделения Компартии. В этом регионе проживало много этнических венгров, и Чаушеску решил, что в Будапеште строят против него заговор. Он приказал армии нацелить ракеты на Венгрию, а «секуритате» — подавить протесты в Тимишоаре силой. Демонстрантов расстреляли из автоматов. Точное количество погибших до сих пор неизвестно, многие пропали без вести.
20 декабря Чаушеску выступил по национальному телевидению и назвал протесты в Тимишоаре «выходкой хулиганствующих элементов, организованных при поддержке империалистических кругов и шпионских служб различных государств для дестабилизации ситуации в стране».
Диктатор приказал мэру Бухареста Барбу Петреску согнать рабочих на масштабный митинг на центральной площади, чтобы публично осудить протесты в Тимишоаре. Утром 21 декабря Чаушеску объявил о введении чрезвычайного положения на территории уезда Тимиш и около полудня вышел на балкон здания ЦК партии перед многотысячным митингом, абсолютно уверенный в народной поддержке.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.