Артисты и политики легализируют «нал» путем фиктивного сбора бутылок и макулатуры.
Национальный банк раскрыл основные схемы сомнительных операций клиентов банков, с которыми должен бороться финмон - их семь. Как пишет FinClub, директор департамента финансового мониторинга НБУ Игорь Береза рассказал суть этих операций.
Пять украинских юрлиц продают товар на экспорт четырем иностранным юрлицам. Условия внешнеэкономического контракта предусматривают расчеты через банк за поставку товара в долларах – $22 млн. Один из клиентов вносит изменения в контракт: валютой расчета вместо доллара США становится польский злотый. Прописанный курс ниже рыночного в 3-10 раз. Из-за нерыночного курса вместо $22 млн в Украину поступает 12 млн польских злотых, или $3 млн.
«Недополученная выручка составила $19 млн. Схема позволила вывести деньги из Украины, что в свою очередь имело влияние на спрос/предложение валюты и курс. Все контракты передавались в банк. Банк их видел, фиксировал нерыночные курсы и проводил операции. Фактически он снял операции с валютного контроля, не предоставляя информацию в ГФС», – рассказал Игорь Береза.
Группа из 42 физлиц сняла с платежных карт 111 млн грн для расчетов в командировке: каждый по 2,6 млн грн. Изначально эти 111 млн грн поступили на счета двух фирм как оплата за зерно, строительные работы, маркетинговые услуги. Эти фирмы в то же время не имели лицензии на строительство, также у них не было трудовых отношений с этими физлицами (только 9 человек имели приказы о командировке).
Нацбанк считает, что банк должен был остановить эти схемные операции, поскольку наличные снимались в особо крупных размерах, юрлица были его клиентами, и банк не проверил лицензии клиента на указанные операции. «Наличные операции являются законными. Но вопрос в том, что во многих случаях проводится схема, когда незаконная цель проведения наличных операций маскируется под законные возможности», – говорит Игорь Береза.
Госпредприятие, учрежденное Минэнерго, провело тендер на закупку защиты теплообменных турбин за 51 млн грн. Часть этих средств пошла на закупку оборудования, а большая часть денег (27 млн грн) была обналичена директором и главным бухгалтером компаний как финансовая помощь и займы. Компании, которые участвовали в тендере, фигурируют в уголовных делах. Перевод филиалом госпредприятия средств в особо крупных размерах в пользу юрлиц, которые являются фигурантами уголовных дел, и обналичивание средств в особо крупных размерах являются теми признаками, которые должны были побудить банк остановить схемную операцию.
«Исторически так сложилось, что незаконные операции «обнала» проводились через банковскую систему. Поскольку сейчас Национальный банк уделяет большое внимание этому вопросу, то мы видим улучшение контроля как на уровне банковской системы, так и реакции компаний, которые злоупотребляют этим и пытаются сейчас не инкассировать наличные», – рассказал Игорь Береза.
Но потребность экономики в кэше все еще огромная. В схеме участвуют компании, продающие товары и услуги за наличные, а также компании, которые работают по безналу, но им нужны наличные. В одном из банков в таком «котле» работали более 200 компаний. Компании, которые продавали свою наличную выручку вместо процедуры классической инкассации, получали 4 млрд грн в безналичной форме якобы за продажу сигарет, фруктов или секонд-хенда. Тогда как компании-покупатели по факту получали не купленные сигареты, а кэш на идентичную сумму. К банку была применена санкция Нацбанка за вовлечение в обслуживание фиктивных компаний.
В Украине действует электронное декларирование доходов ряда категорий лиц, и часто требуется информация об источнике происхождения денег. Чтобы «нарисовать» фиктивный доход физлицу, нанимаются профессиональные посредники. Суть схемы. Банк предоставляет кредиты компаниям, которые покупают ценные бумаги у других компаний. Они потом предоставляют финансовую помощь физлицам, которые также покупают ценные бумаги. После продажи ценных бумаг физлица имеют возможность задекларировать доход от продажи ценных бумаг. Эти операции прогонялись по кругу: в течение суток за 81 млн грн были куплены ценные бумаги на 300 млн грн, поскольку такие операции прогонялись семь раз. «Эти доходы потом фигурировали в декларациях отдельных физлиц. Клиентами были публичные деятели», – сообщили в Нацбанке.
Группа компаний через банк оплачивали сбор вторичного сырья для дальнейшей переработки. Якобы они купили 612 тыс. т. «Для перевозки такого объема сырья ежедневно понадобилось бы 284 КАМАЗа», – говорят в НБУ. Вторсырье «сдавало» ограниченное количество лиц, в том числе известные люди, и даже певица, которая якобы сдавала бутылки и макулатуру. По этой схеме банк выдал «на руки» 3,9 млрд грн. Нацбанк оштрафовал этот банк, а руководителя отстранил.
Еще один пример конвертации безналичных средств в наличные без инкассации. Группа юрлиц по безналу оплатила поставку газа, а газовые компании накупили на 737,7 млн грн по безналу скретч-карт на пополнение мобильной связи. В реальности скретч-карты продавались физлицам за наличные, но кэш на их счет не поступал. Руководитель этого банка также был отстранен НБУ.
По материалам FinClub