Сейчас банкир-неудачник пытается надуть государство.
Главный акционер АКБ «Капитал», который был признан неплатежеспособным в 2015 году, пытается вернуть себе расчищенные ФГВФЛ «авгиевы конюшни», пишет в интернет-издании ОЛИГАРХ Андрей Федоров.
Как стало известно изданию, накануне Нового года иск к Национальному банку Украины и Фонду гарантирования вкладов физлиц подал оставшийся не у дел главный акционер банка «Капитал» Руслан Щербань (на фото) и принадлежащее ему ООО «Промгаз Украины». Истцы требуют отменить решения НБУ и ФГВФЛ о признании неплатежеспособным, введении временной администрации, отзыве лицензии и ликвидации донецкого АКБ «Капитал», принятых еще в 2015 году. Рассмотрение иска окружным админсудом Киева назначено на февраль 2018 г.
Тот факт, что Руслан Щербань, занимавший должность председателя наблюдательного совета АКБ «Капитал» и контролировавший 35% его акций вместе с братьями, вспомнил о нарушении своих прав акционера банка только спустя два года, в его случае можно считать нормой. Так, в 2012 году он «прославился» тем, что обнародовал письмо послу США в Украине Джону Теффту, в котором назвал Юлию Тимошенко заказчицей убийства своего отца Евгения Щербаня, а затем дал показания об этом Генпрокуратуре. Убийство, напомним, произошло еще в 1996 году в аэропорту Донецка. Версию того, почему Руслан Щербань упорно молчал 16 лет, хотя теоретически мог сдать Тимошенко, например, еще при Кучме в 2001 году, когда она в первый раз оказалась в СИЗО, вскоре озвучил нардеп Геннадий Москаль. По его словам, в феврале 2012 года Щербань-младший совершил убийство во время охоты. И после того, как он дал показания против Тимошенко, которую всеми силами пытался посадить в тюрьму Янукович, уголовное дело с умышленного убийства переквалифицировали в убийство по неосторожности, а само преступление взял на себя безработный Александр Новиков.
Фактически крест на АКБ «Капитал» был поставлен еще три года назад, когда Национальный банк отнес его к категории проблемных. По данным издания, незадолго до крушения банка, в июне 2015 г Щербань провел встречу с куратором банка от НБУ, на которой решался вопрос, за счет чего главный акционер собирается свой тонущий банк спасать. Цена вопроса на тот момент составляла почти 390 млн гривен, на которые нужно было увеличить регулятивный капитал. Представители банка в ответ гнули свою линию, настаивая на уменьшении размера дополнительной капитализации, и в качестве «джокера» ссылались на некое физлицо с вкладом в 4,6 млн евро (на тот момент — эквивалент 108,6 млн гривен). Дескать, этот клиент не планирует забирать свои деньги, и более того, хочет выкупить привилегированные акции АКБ «Капитал» на 48 млн гривен. Вопрос допэмиссии должен был быть рассмотрен на собрании акционеров 26 июня 2015 г., впрочем, никакого увеличения капитала в итоге так и не произошло.
Знающие люди утверждают, что этим VIP-клиентом был Михаил Ляшко — хорошо известный в авторитетных кругах Донецка человек, которого знали также по прозвищам «Мишаня Косой» и Михал Михалыч. Ляшко считался эдаким «уголовным зубром» 90-х, знакомым с Ринатом Ахметовым, Борисом Колесниковым и другими влиятельными людьми. Например, он был совладельцем скандально известного ТЦ «Белый лебедь» в Донецке вместе с братом Рината Ахметова Игорем. По какой причине Ляшко решил вложить свои «кровные» в банк Щербаня, уже вряд ли можно будет узнать — в декабре 2015 г Мишаня Косой был убит в Крыму. Возможно, он решил поддержать Руслана в память об убитом отце, с которым у них были тесные связи еще с донецких времен.
По информации источников, общая сумма, которую Ляшко направил в банк Руслана Щербаня, превышала 12,5 млн. долларов. До этого Руслан Щербань заблаговременно ограничил полномочия правления АКБ «Капитал» по осуществлению финансовых операций лимитом в 10 млн гривен.
Но даже при таких существенных вливаниях, за то время, пока во главе банка стоял Руслан Щербань, он фактически был доведен до неплатежеспособности, а средства из него при невыясненных обстоятельствах выводились в ряд структур, к которым, по слухам, мог иметь отношение акционер «Капитала». Среди них называется ООО «Укрдонцентр-2013» и ООО «Агроэкспортгруп», а сами средства могли использоваться для погашения ранее взятых кредитов и процентов по кредитам по ряду предприятий, связанным с Щербанем.
Кроме того, по данным СМИ, банк практиковал привлечение депозитов в иностранной валюте для выплаты обязательств по депозитам в гривне, что вело к увеличению расходов банка на 5-8 млн гривен в месяц. Ну и вишенкой на торте было то, что дышавший на ладан АКБ «Капитал» незадолго до своего крушения умудрился арендовать элитный особняк на Подоле (ул. Борисоглебская) почти за 1 млн гривен в месяц. Что, по слухам, было личной инициативой Руслана Щербаня. И тот факт, что с января 2015 года «Капитал» был отнесен Нацбанком к категории проблемных, первое лицо банка, похоже, никак не смущал.
Теперь же за все это вынуждено расплачиваться государство. С 20 декабря прошлого года Фонд гарантирования вкладов физических лиц возобновил выплаты гарантированного возмещения (до 200 тыс. гривен) вкладчикам банка «Капитал». И согласно последним данным Фонда, из общей суммы долгов банка перед вкладчиками в размере 370,4 млн гривен в 2015-2016 годах за счет средств ФГВФЛ было погашено 270,5 млн гривен, или 73%.
Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что вклад Ляшко остался непогашенным, при этом, учитывая манеру ведения бизнеса Щербанем, есть основания подозревать, что АКБ «Капитал» под «умелым» руководством своего акционера оставался на плаву лишь благодаря указанным средствам, которые были им успешно «переварены». По слухам, сейчас наследники Михал Михалыча настойчиво требуют от Щербаня возврата средств, и возможно, его нынешний поход в суд вызван именно этим. Другой вопрос, что ресурсов для того, чтобы добиться победы над НБУ и ФГВФЛ и закрепить ее в вышестоящих инстанциях, у него нет, и в принципе, никогда и не было.
Источник текста: «ОЛИГАРХ»
Источник входящего фото: Forbes Украина