зазирнути на темний бік

Анонсированное расширение Архиерейским Собором РПЦ автономии УПЦ МП, на деле оказалось ужесточением ее подчинения Московскому патриархату.

Поправки в Устав РПЦ, предложенные Архиерейскому Собору РПЦ митрополитом Онуфрием, которые помогали бы выглядеть УПЦ (МП) более самостоятельной церковью в Украине, были утверждены Собором, но в такой редакции, которая сужает самостоятельность УПЦ (МП) еще больше, сообщает «Религия в Украине».

Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский) предложил Архиерейскому Собору переформулировать некоторые положения устава РПЦ «во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев». Он захотел «подчеркнуть особый статус» УПЦ МП, для чего предложил собору выделить для нее отдельную главу в уставе РПЦ, вписав туда, что:

1) «Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении, согласно Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 25-27 октября 1990 года.

2) Украинская Православная Церковь является независимой и самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии.

3) В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об Украинской Православной Церкви 1990 года, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом об управлении Украинской Православной Церкви».

Однако в принятом Архиерейским Собором РПЦ определении «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви» предложения митрополита Онуфрия «обросли» дополнениями, которые впервые за много лет отчетливо ограничивают самостоятельность УПЦ в рамках РПЦ/Московского патриархата.

Так, в пункте 3 определения говорится: «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

Никогда ранее РПЦ не должна была одобрять Устав УПЦ, такого пункта в уставе РПЦ не было. Устав УПЦ говорит, что он утверждается Собором УПЦ, и всё. Теперь необходимо обязательно получать одобрение в Москве. При этом возникает естественный вопрос: если центр управления УПЦ находится в Киеве, как на этом настаивает митрополит Онуфрий, поддержанный Архиерейским Собором РПЦ, то почему Устав УПЦ должен проходить процедуру одобрения в Москве?

Далее в соборном определении утверждается: «Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси». Ранее такого требования в уставе РПЦ не было. Теперь утверждено прямое требование устава РПЦ о поминовении патриарха РПЦ во всех храмах УПЦ. Этот пункт, по-видимому, внесен самим патриархом Кириллом, который болезненно воспринимает свое непоминание в целом ряде храмов УПЦ.

Далее в тексте документа отмечается: «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором».

Следует учитывать, что Архиерейский Собор в данном контексте — это именно Собор РПЦ (в Уставе УПЦ отсутствует такое понятие как Архиерейский Собор, вместо которого есть Собор епископов). Ранее в уставе РПЦ такого пункта тоже не было. Хотя Архиерейские Соборы РПЦ утверждали создание епархий в пределах УПЦ, но это была скорее традиция, официально не зафиксированная в уставе. Теперь это стало обязательной нормой.

Следующий, 10-й пункт определения гласит: «Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви». Это тоже новая прописанная в уставе РПЦ норма. Ранее многие решения московских соборов, исходя из местной ситуации, систематически игнорировались и не исполнялись в УПЦ. Теперь открывается новая интрига в отношениях между РПЦ и УПЦ.

Читайте также:
- Митрополит УПЦ МП благословил оболванивание школьников Горловки «русским миром»
- УПЦ МП благословила донецкого друга оккупантов готовить «православные» протесты в Украине
- Тем временем в России. В РПЦ на блатной фене угрожают хулителям Путина «местом у параши»

11-й пункт: «Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления». Данная формулировка выглядит произволом в отношении нынешнего Устава УПЦ. В УПЦ есть свой Синод, и ранее по умолчанию считалось, что Синод РПЦ не занимается украинскими делами. Теперь это уже не так (хотя и с оговорками).

Другие пункты также закрепляют зависимость УПЦ от РПЦ (в частности, подтверждается, что УПЦ «получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси»).

Некоторым успехом УПЦ в демонстрации своей самостоятельности является пункт 12-й соборного определения: «В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция». Однако далее говорится: «При этом суд Архиерейского Собора (имеется в виду РПЦ — ред.) является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви».

Церковный суд РПЦ и ранее де-факто не действовал в УПЦ. Еще патриарх Алексий (Ридигер) письменно это гарантировал тогдашнему предстоятелю УПЦ митрополиту Владимиру (Сабодану). Теперь существующая ситуация просто формально закреплена в уставе РПЦ.

Единственным очевидным достижением УПЦ на соборе является прямая декларация определения Архиерейского Собора РПЦ о том, что центр управления УПЦ находится в Киеве (пункт 4-й). Надо полагать, эта запись была сделана, чтобы формально обезопасить УПЦ от действия закона о «церкви с центром в стране-агрессоре», проект которого рассматривается в парламенте Украины. Однако другие пункты соборного определения слабо коррелируются с этой поправкой.

Таким образом, если ранее в уставе РПЦ была явная двусмысленность по отношению к УПЦ, позволявшая двояко интерпретировать положения устава, в новом определении Архиерейского Собора РПЦ эта двусмысленность снята в пользу фактического центра управления в Москве.

Принятое определение Архиерейского Собора РПЦ в отношении УПЦ уже подвергают критике. Так богослов, в прошлом преподаватель Киевской духовной академии УПЦ МП, известный своей автокефальной позицией, руководителя проекта «Паноптикум» Илья Бей, в комментарии «Укринформу» назвал декларацию определения Архиерейского Собора РПЦ о пребывании центра управления УПЦ МП в Киеве «подарком данайцев».

«Эта глава – подарок данайцев, просто попытка ответа церковного руководства на вопрос верных, каково же место УПЦ. Мои коллеги шутили, что митрополия тщательно изучила мою статью «Как бы не с Москвой» (я написал ее под впечатлением от решения Синода УПЦ, который заявил, что к Москве УПЦ не имеет никакого отношения), мне пришлось оппонировать юридическому отделу митрополии. Но они скорее всего сделали вид, что вняли аргументам общественности и захотели прояснить статус. С одной стороны, хорошо, что они услышали голос общественности. С другой стороны, УПЦ осталась в РПЦ. Москва несколько удлинила нам поводок, но это все равно поводок. Статус УПЦ по-прежнему будет закреплен в документах РПЦ. Нормативные документы РПЦ остаются для нас ключевыми в определении нашего места. Вне зависимости от того, что они напишут о нас, главное – это будет прописано в Уставе РПЦ. Нам бросили кость. Если бы нас (имеется в виду – УПЦ МП) хотели объявить самостоятельными, то нас бы объявили самостоятельными и дали бы Томос об автокефалии. Этого не произошло», - пояснил Бей.

Подготовил Иван Венжик CRiME

Источник заставочной иллюстрации: eleousa.net


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss

лонгріди