Вопреки заявлениям, коррупция не является главным бичом – это миф. Но всё равно с ней нужно бороться.
Тезис о коррупции в Украине создает удобную для Запада картину «мы и они»: они - плохие, коррумпированные украинцы, и мы – честные, добропорядочные европейцы и американцы. Российская пропаганда смогла распространить этот образ Украины, чтобы свести ее до уровня безнадежно провальной государства, не стоит внимания Запада, пишет на сайте проекта ТЕКСТЫ Александр Мотыль, профессор политологии и эксперт по украинской политике в университете Ратгерс (США).
Читайте также: Как «антикоррупционер» Лещенко легализировал теневые доходы
Когда вы вспоминаете об Украине, то первое слово, которое, скорее всего, придет вам в голову, - это коррупция. Она подрывает страну, опустошает государство, разрушает общество и не дает проводить реформы - по крайней мере, так говорят СМИ. Западные издания пестрят заголовками вроде «Почему Украина проигрывает войну с коррупцией» и «Коррупция убивает украинскую экономику».
Конечно, эта обеспокоенность является заслуженной, потому что коррупция остается одним из крупнейших вызовов перед демократической Украиной. Но полны преувеличений оценки, и скрытое - а порой и явное - утверждение, что изменения в Украине нежизнеспособны из-за коррупции, происходят из шести мифов. Как все мифы, они дают удобное и при этом чрезмерное упрощение, которое заслоняет собой потребность настоящего понимания проблемы.
Очевидно, что нет.
Десятки тысяч российских военнослужащих с танками и артиллерией, развёрнутые вдоль южной и восточной границ Украины, - вот единственная угроза существованию Украины. Если Владимир Путин отдаст приказ, они вторгнутся и, возможно, уничтожат значительную часть страны. Коррупция, по сравнению с этим, может опустошить украинские институты, но только за более длительный промежуток времени.
Украина начала впечатляющие политические, экономические и социальные реформы после революции на Майдане 2014 года.
Демократические учреждения сейчас полноценно функционируют и больше не являются выхолощенными; банковская система исправлена; цены на энергоносители повышены до рыночного уровня, а энергетическую зависимость от России ликвидировали. Государственные закупки сейчас проходят прозрачно; бюрократия ограничена; система здравоохранения налаживается; в сфере образования происходят тщательные реформы.
Если коррупция делает реформирование невозможным, то как же Украина могла все это осуществить?
Читайте также: Парадокс. Зарабатывать миллионы сайтам EX.ua и FS.to мешают интернет-пираты
Отнюдь. Корреляции здесь нет. Украина имела бум прямых иностранных инвестиций во время коррумпированного, но демократического президентства Виктора Ющенко в 2005-10 годах, и снижение инвестиций при также коррумпированном, но диктаторском режиме Януковича (2010-2014), и фактически полную остановку инвестиций с 2014 года.
Нынешняя власть является менее коррумпированной и самой демократической из всех предыдущих, но инвесторы держатся подальше - из-за войны на Востоке Украины.
Нонсенс. Если бы это было правдой, то страны с высоким уровнем коррупции, такие как Бразилия, Россия, Индия или Китай, - занимающие 76-е, 119-е, 76-е и 83-е место из 168 стран в рейтинге восприятия коррупции, составленном Transparency International – не имели бы значительных показателей роста экономики.
Что касается Украины, которая в этом рейтинге 130-я, то ее темпы экономического роста были отрицательными в 1990-е, положительными в следующем десятилетии и глубоко негативными с 2014 года. Коррупция здесь не причем. Сокращение в 1990-е было следствием падения советской экономики; последующий рост произошел, несмотря на коррупцию в Украине; а сокращение после 2014 года было следствием российского вторжения в Крым и на восточный Донбасс.
В самом деле? Тогда как Украина сделала убедительные шаги в направлении консолидированной демократии, начиная с Оранжевой революции 2004 года, - несмотря на проблемы с коррупцией?
Поскольку коррупция есть, в первую очередь, следствием раздутого государственного аппарата и неэффективных рыночных механизмов, политическая воля и соответствующие аресты коррумпированных чиновников никогда не избавят от нее сами по себе. Затраты и выгоды от коррупционных практик, и, особенно, поощрения или сдерживания тех, кто хочет приобщиться к коррупции, должны измениться.
Власть и экономику следует упростить и модернизировать. Для этого нужна определенная политическая воля, но главную роль тут играют стабильные реформы и время.
Коррупция в Украине является одновременно глубоко укоренившейся и широко распространенной, что затрудняет осуществление и усиление реформ, инвестиций, экономического роста, демократии и выживания. Но она не делает выполнение этих задач невозможным.
Читайте также: Мнение: «В воюющей стране на расширении свобод всегда настаивает враг»
Если бы это было так, то ни одна страна в мире - включая Соединенные Штаты Америки, которые были устрашающе коррумпированы в 19-м веке - не смогла бы построить действенную рыночную экономику и демократию.
Украина достигла значительного прогресса в борьбе с коррупцией в течение недавних лет. При этом осуществила серьезные реформы, что позволило экс-министру финансов Наталье Яресько заявить, что Украина изменилась за прошедшие три года больше, чем за предыдущие 20 лет независимости.
13 декабря 2016 года Евросоюз пришел к выводу, что Украина ведет интенсивные и беспрецедентные реформы экономической и политической систем, и в то же время ее демократические институты продолжают восстанавливаться и дальше. Этот доклад, в отличие от заголовков о коррупции в Украине, которые тиражируются годами, не привлек внимание СМИ.
Так откуда берется это чрезмерное внимание к коррупции в Украине? Частично из-за того, что она, коррупция, дает простой для понимания тезис, на основе которого разворачивается одновременно и некомпетентность Запада в отношении Украины, и удобные объяснения апатии к Украине во внешней политике (Запада – прим. CRiME).
Тезис о коррупции в Украине создает удобную для Запада картину «мы и они»: они - плохие, коррумпированные Украинцы, и мы - честные, добропорядочные европейцы и американцы. Российская пропаганда смогла растиражировать этот образ Украины, чтобы свести ее до уровня безнадежно провальной государства, не стоящего внимания Запада.
Но не ведитесь на этот «коррупционный сюжет» и на вытекающий из него вывод про «неудачное государство». На самом деле он олицетворяет не Украину, а ложное представление и политику Запада в отношении Украины – которая делает почти все, что в ее силах, чтобы преодолеть коррупцию. И если США и Европа искренне хотят помочь Украине, они должны отбросить мифы и увидеть картину во всей ее реальной комплексности.
Впрочем, по мнению обозревателей CRiME`а, прежде всего, избавиться от мифов должны сами украинцы.
Перевод и адаптация CRiME`а