Как поляки сдерживали нашествие разжигателей Второй мировой войны.
В сентябре 2016 года исполняется 77 лет с момента вступления СССР во II Мировую войну на стороне нацистской Германии. После вторжения в Польшу 17 сентября Красная армия совместно с силами Вермахта атаковала белорусский город Брест и его знаменитую крепость. Польские войска держались там против немцев до 22 сентября — пока в дело не вступили советские части Кривошеина, и не завершили разгром польских защитников Брестской крепости.
Вторая мировая началась 1 сентября, а 2 сентября 1939 года Брестская крепость впервые подверглась бомбёжке со стороны немцев: германская авиация сбросила 10 бомб, повредив «Белый дворец». В казармах крепости в это время располагались маршевые батальоны 35-го и 82-го пехотных полков, ряд других частей, а также мобилизованные резервисты, ожидавшие отправки в свои части. Задуманная и построенная Россией как комплекс мощных оборонительных укреплений, после окончания Первой мировой войны Брест-Литовская крепость уже не рассматривалась военными как серьезное препятствие боевым действиям, и использовалась для размещения частей и подразделений, а также складов.
Гарнизон города и крепости был подчинён оперативной группе «Полесье» генерала Фрациска Клееберга. Начальником гарнизона 11 сентября 1939 года был назначен отставной генерал Константин Плисовский, который сформировал из имевшихся в его распоряжении подразделений общей численностью 2−2,5 тысячи человек боеспособный отряд в составе 4 батальонов: трёх пехотных и инженерного. В Российской империи Плисовский служил штабс-ротмистром в 12-м гусарском Ахтырском генерала Дениса Давыдова полку, был участником Первой мировой войны. Фактически, герой Российской империи возглавил оборону против немецких, а затем и советский частей.
Константин Плисовский
Гарнизон располагал несколькими батареями, двумя бронепоездами и танками времён Первой мировой войны «Рено FT-17». Противотанкового оружия у защитников Брестской крепости не было.
К 13 сентября из крепости были эвакуированы семьи военнослужащих, мосты и проходы заминированы, главные ворота заблокированы танками, на земляных валах устроены окопы для пехоты.
На Брест наступал ХIX бронетанковый корпус генерала Гудериана. Гудериан имел приказ захватить город, не допустив отступления гарнизона на юг для соединения с основными силами польской оперативной группы «Нарев». Немецкие части имели превосходство над защитниками крепости в пехоте в 2 раза, танках — в 2 раза, артиллерии — в 6 раз. Гудериан полагал, что 80-ти танков полка будет вполне достаточно, чтобы подавить сопротивление и захватить крепость. Основные силы корпуса устремились к Бресту, охватывая его бронированными клещами с севера и востока, разрывая железнодорожные коммуникации, с ходу проскакивая мелкие населенные пункты.
Читайте также: Кошмар, порожденный революцией. Легенда про «чёрный воронок»
14 сентября 1939 года 77 танков 10-й танковой дивизии (подразделения разведывательного батальона и 8-го танкового полка) попытались взять город и крепость с налёта, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 старых танков FT-17. Все польские танки при этом были подбиты. В тот же день немецкая артиллерия и авиация начали бомбардировку крепости. На следующее утро после жестоких уличных боёв немцы овладели большей частью города. Оборонявшиеся отступили в крепость.
Вацлав Радзищевский
Утром 16 сентября немцы (10-я танковая дивизия и 20-я моторизованная дивизии) начали штурм крепости, отбитый гарнизоном; к вечеру они овладели гребнем вала, но прорваться далее не смогли. Большой урон немецким танкам нанесли два поставленные в воротах крепости FT-17.
Всего с 14 сентября оборонявшиеся отбили 7 атак, потеряв при этом 40 % личного состава; сам Плисовский также был ранен. Силы захватчиков Брестской крепости — танкового корпуса генерала Гудериана, состоявшего из четырех дивизий, и защитников — разрозненных маршевых и караульных подразделений — были несоизмеримы. Выдержав трое суток непрерывных атак, бомбежек и артобстрелов защитники крепости отступили. В ночь на 17 сентября Плисовский отдал приказ покинуть крепость и перейти через Буг на юг. Под покровом ночи по единственному не захваченному немцами мосту польские войска ушли в Тересполь.
Не заметив отхода, немцы всю ночь с 16 на 17 сентября продолжали обстреливать крепость. В ней остались только добровольцы — части 82 пехотного полка во главе с командиром маршевого батальона капитаном Вацлавом Радзишевским, прикрывавшие отход основных сил с генералом Плисовским. После минирования дороги и взрыва моста они должны были присоединиться к основным силам отступавших.
Ночью 17 сентября остатки батальона с одним артиллерийским орудием скрытно заняли форт Граф Берг (форт Сикорского), который немцы считали пустым. Немцы вошли в цитадель утром 17-го сентября. Обнаружив свою ошибку только 19 сентября, немцы предложили оборонявшимся сдаться, однако Раздишевский ответил отказом. С утра 20 сентября немецкие войска начали обстреливать оставшихся защитников крепости несколькими гаубицами. Однако пехотных атак не предпринимали.
Читайте также: Православная церковь на зарплате у коммунистов. Как это было
Положение изменилось 22 сентября 1939 года, когда части 29 танковой бригады РККА во главе с комбригом Кривошеиным вступила в Брест. Местные коммунисты собрали людей и вручили хлеб-соль красноармейцам в предместье Бреста на ул. Шоссейной (сейчас ул. Московская) перед Кобринским мостом под «брамой» (деревянной аркой), которую накануне воздвигли и украсили цветами, еловыми ветками и транспарантами.
В соответствии с разграничением сфер интересов по дополнительному секретному протоколу к пакту Молотова-Риббентропа Брест-Литовск становился советской территорией. И на следующий день немецкие войска должны были покинуть город. Но для демонстрации советско-германской дружбы военачальники решили расстаться красиво. И раз уж две армии встретились как друзья, как союзники, которые вместе провели успешную боевую операцию, то по всем традициям это надлежало отметить. И они решили провести совместный парад. Прощальный — немцы же уходили на ту сторону Буга.
Состоялся торжественный советско-фашистский парад и передача города от вермахта частям РККА. Торжества начались на следующий день после прихода советских войск, 23 сентября, в 16:00. На деревянную трибуну в центре Бреста поднялись два командира в парадной форме: выпускник Казанского танкового училища Хайнц Гудериан и выпускник Военной академии имени Фрунзе Семен Кривошеин.
К вечеру 22 сентября 1939 года после артиллерийской подготовки на штурм форта Граф Берг при поддержке броневиков пошли подразделения Красной Армии. Польские защитники форта отразили три атаки и даже подбили один бронеавтомобиль из единственной имеющейся пушки. Второй броневик свалился в ров. Следующие попытки подавить очаг сопротивления советскими войсками были предприняты 24 и 25 сентября. Они, как и предыдущие, не имели успеха. 26-го за форт взялись серьёзно. После обстрела из тяжёлых артиллерийских орудий ожесточённые атаки возобновилась. Остатки гарнизона снова отразили ихи, несмотря на тяжелые потери, отклонили предложение сдаться.
Ночью с 26 на 27 сентября оставшиеся в живых защитники Брестской крепости решали сложный вопрос: вести бой дальше и погибнуть или прекратить сопротивление. К этому времени им уже стало известно, что Польша как государство побеждена и разделена, правительство выехало за границу. Капитан Радзишевский отдал подчинённым последний приказ: разойтись и самостоятельно пробиваться к своим домам и семьям. Аналогичным образом поступил и сам капитан. Несмотря на блокирование форта, попытка вырваться из окружения удалась. Радзишевский пробрался к своей семье в Кобрин, но органы НКВД его нашли и арестовали. Позднее его расстреляли в Катынском лесу.
Читайте также: Козаки в снегах Карелии. Как украинские добровольцы защищали Финляндию
29-я бронетанковая бригада РККА комбрига Кривошеина продолжила преследование генерала Плисовского. То, что не удалось немцам, сделали их советские союзники — в конце концов офицер Российской империи и Польши Плисовский попал в советский плен и был расстрелян в апреле 1940 года в Харькове.
Гудериан, отдавая дань уважения польским солдатам, защитникам Брестской крепости, вынужден будет признать, что «его части понесли значительные потери».
По материалам "Блога Толкователя"