зазирнути на темний бік

Зе!команда передумала выбивать из олигархов долги перед госбанками.

Выбирая между корпоративной войной с Фирташем и финансовым позором, СКМ выбрал войну и в итоге получил еще и позор. Однако, юный президент мудро переложил его тяжесть (как минимум, частично) на народ Украины, пишет Укррудпром.

Вкратце напомним завязку истории, в финале которой Ринат Ахметов вынужден заплатить более 700 млн долларов Дмитрию Фирташу.

В мае 2011 года кипрская компания EPIC Telecom Invest Ltd с заявленными австрийскими собственниками, позже переименованная в Raga Establishment Limited, через украинское ООО “ЕСУ” приобрела 92,79% акций “Укртелеком” на приватизационном конкурсе за 10 млрд 575,1 млн грн (на тот момент — около $1,3 млрд).

В июне 2013 года Raga, к тому моменту официально выкупленная у EPIC украинским экс-банкиром Денисом Горбуненко, близким к Дмитрию Фирташу, перепродала “ЕСУ” с “Укртелекомом” кипрской компании SCM Financial Overseas Limited (SCM Financial), которая входит в группу СКМ.

Цена сделки составила $860 млн, оплата должна была пройти в три этапа. В 2013 году SCM Financial уплатила первый транш в $100 млн. Однако в начале 2014 года SCM Financial приостановила дальнейшие платежи по договору. Покупатель указал на нарушения обязательств по договору со стороны Raga, в частности, на невыполнение приватизационных обязательств по договору ЕСУ с Фондом госимущества Украины, которое не было раскрыто EPIC/Raga в момент подписания договора купли-продажи в 2013 году.

В июне 2016 года Raga подала иск в Лондонский международный арбитражный суд (LCIA), который летом 2017 года обязал SCM Financial выплатить $760 млн остатка от цены сделки и $60,5 млн процентов. В декабре 2017 года по требованию Raga Establishment суд Никосии наложил арест на активы Ахметова на сумму 820,5 млн долларов.

Принято считать, что когда в начале 2014 года Ринат Ахметов решил прекратить платить за “Укртелеком” ему в голову ударила Революция Достоинства вкупе с “русской весной” на Донбассе. Типа “война все спишет”.

Однако, это лишь часть истории — в начале 2014 года у Ахметова не было денег на второй транш по “Укртелекому”. На тот момент главной дойной коровой для удовлетворения “хотелок” Ахметова был его горно-металлургический холдинг “Метинвест”. Как раз в июне 2012 года с целью выплатить Ринату и остальным акционерам группы 800 миллионов дивидендов инвестиционная программа “Метинвеста” была урезана топ-менеджментом на 477 млн долларов — до 733 миллионов. В 2013 году чтобы выплатить 610 млн долларов дивидендов капитальные инвестиции “Метинвеста” должны были сократиться еще вполовину — уже до 370 миллионов долларов. Ситуация с выплатой содержания акционерам выглядела весьма девиантной, учитывая что по итогам 2012 года “Метинвест” получил лишь 435 млн прибыли. То есть объем заявленных к выплате дивидендов превышал прибыль более чем на 40% — фактически финансово “Метинвест” выжимали как губку. В том числе чтобы заплатить первые 100 млн долларов за “Укртелеком”.

Неудивительно, что при таком отношении к “корове” она “заболела” — в конце 2013 года Metinvest B.V. допустил технический дефолт и несколько лет находился практически в предбанкротном состоянии, покуда в 2017 году с кредиторами не было заключено соглашение о реструктуризации долгов.

Сегодня ситуация повторяется. Но не как фарс, а в куда более опасном качестве. 1 октября 2019 года компании Raga и SCM урегулировали между собой спор относительно продажи “Укртелекома” в 2013 году. В рамках мирового соглашения были прекращены все судебные и другие процессы между Raga и SCM, а также их аффилированными лицами. После в СКМ заявили, что “информация о существенных условиях мирового соглашения, по решению обеих сторон, не подлежит обнародованию, поэтому опубликованная в СМИ информация о выплате якобы $700 миллионов не основана на фактах”. Учитывая, что в украинских СМИ обсуждается сумма более 700 млн долларов, формально у Рината Ахметова даже не соврали.

Очевидно, что в определенной мере победа для Ахметова — ведь изначально он должен был Фирташу и Горбуненко 760 млн долларов плюс проценты по этой сумме. Однако, сумма все равно колоссальная. Очевидно, что как и в прошлый раз главный источником ее выплаты станет “Метинвест”, который закончил 2018 год с 1,188 млрд долларов чистой прибыли.

Другой вопрос, что начиная с лета 2019 года конъюнктура мирового рынка металла и ЖРС кардинально изменилась, и все его игроки стали постепенно готовиться к наступающему кризису. Вот только именно “Метинвест” в определенный момент начал делать это особенно истерично. Еще в конце октября глава “Метинвеста” Юрий Рыженков развлекал публику в Милане и Мариуполе рассказами о том, как много холдинг Рината Ахметова собирается инвестировать в течение следующей пятилетки в модернизацию — в особенности, в экологические проекты. А спустя всего три недели в “Метинвесте” был выпущен приказ о жесткой экономии. В частности, об увольнении 30% административного персонала и заморозке инвестиционной программы. Как раз в этот момент Рыженкову объяснили, что при всем богатстве выбора платить по долгам за “Укртелеком” будут за счет перспектив “Метинвеста”.

Как обычно истерика передается вниз по пищевой цепочке в нарастающем размере. Вот почему дежурный лоббист “Метинвеста”, глава “Укрметаллургпрома” Александр Каленков из-за невозврата 1,5 млрд гривен НДС предприятиям Рината Ахметова начал обвинять руководство ГФС в “подлости”. Хотя казалось бы на фоне отправленных в прошлом году ММК имени Ильича 8,14 млрд гривен, “Запорожстали” — 6,47 млрд грн, “Азовстали” — 6,33 млрд грн, это не такая уж огромная сумма. Бывало хуже и тем не менее все держали себя в руках. Все сразу стало бы на свои места, если бы Рыженков и Каленков честно заявили, прежде всего, персоналу “Метинвеста”: перед нами цель святая — мы дань собираем для Дмитрия Васильевича.

Тем паче, что свою посильную поддержку в этом процессе Ринату Леонидовичу оказывает сам Владимир Александрович. Ведь еще летом казалось, что у двух госбанков была 100-процентная возможность вернуть контрольный пакет “Укртелекома” в госсобственность (из-за долгов по погашению облигаций 93% акций национальной монополии в сфере фиксированной связи были арестованы Государственной исполнительной службой). Однако, вместо того чтобы добить Рината “контрольным в голову”, Ощадбанк неожиданно отозвал иск и пошел на мировую.

Укрэксимбанк пока так не сделал. Но там тоже есть тревожный звоночек — его набсовет возглавила Оляна Гордиенко. С апреля 2019 года она является советником по корпоративному управлению ICU — инвестгруппы Петра Порошенко, которая активно обслуживала интересы Ахметова и по схеме “Роттердам+”, и в схеме отжима угледобывающих активов Виктора Нусенкиса. Поэтому это лишь вопрос времени, когда Укрэксимбанк тоже начнет плясать под дудку СКМ. В том числе и в вопросе долга Ахметова по “Укртелекому”.

Понятно, что нынешний президент нуждается в противовесе Коломойскому. Но вдвойне понятнее, что ситуационный союз самого молодого президента и самого богатого олигарха будет оплачен за счет народа Украины. Ведь дырка в капитале Ощадбанка и Укрэксимбанка уже составляет сегодня от 23 до 45 млрд гривен (в зависимости от сценариев будущего развития ситуации). И вряд ли кто-то ожидает, что она будет заделана иначе, нежели за счет средств госбюджета, то есть из нашего кармана.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss