«Евробляхи», на которых нельзя вернуться в Украину, – одна из самых болезненных тем в приграничных областях.
Журналист «КРАПКИ» посетил Словакию и воочию увидел, что сотни таких авто стоят во дворах местных жителей, а кое-где прямо на обочинах лесных дорог.
Что на самом деле происходит с этими автомобилями за рубежом и почему жители приграничных городков удлиняют цепи сторожевым псам, об этом пишет «Крапки club».
Через границу нам помог перейти житель Ужгорода Роман Стойка. У него тоже есть «бляха» – Mercedes на словацкой регистрации. Купил он его несколько лет назад за 2300 долларов. Машине 26 лет, но бегает она нормально, имеет «честный» пробег и историю обслуживания. Однако автомобиль невыездной: растаможивать дорого, надо выложить около трех тысяч долларов.
«Я уже давно должен был сделать «пересечку». Собирался растаможить машину, но, когда мне посчитали таможенный платеж, я немного «прибалдел» и решил, что оно мне не надо», – рассказывает Роман.
Мы встретились в центре города и поехали в поселок Убля в Словакии (примерно 40 км от Ужгорода). Окрестности городка сейчас превратились в кладбище «евроблях», которые не смогли вернуться в Украину.
Мы оставляем нашу машину перед украинской таможней и пешком пересекаем границу.
Первую стихийную «парковку» встречаем сразу за пунктом пропуска. Автомобили поставили здесь, потому что рядом пограничники и камеры, а значит, меньше шансов, что придут воры. Машин несколько десятков. Стоят так плотно, что шансов выехать у тех, кот припарковался первыми, почти нет.
Следующую стоянку видим на обочине в полукилометре. Всего здесь 20 автомобилей с одной стороны и еще три с другой. Эти уже оставлены, что называется, «на доверии»: охраны никакой, поэтому, дождутся ли они владельцев в полной комплектации, никто не знает.
Еще через полкилометра – третья стоянка. На ней добрых полсотни машин. Это место можно назвать стоянкой второго поколения. Словаки, чтобы «бляхи» не мешали движению, специально расчистили для них площадку, даже снесли экскаватором часть высокого склона. А чтобы украинцы не парковались где не надо, полосу на дорогие специально отделили лентой.
Как ни странно, машин со следами вандализма или хищений, а также эвакуаторов мы не увидели. Еще в Ужгороде нам говорили, что словацкие власти отнеслись к нашей ситуации с пониманием и постарались ее облегчить. Да и совсем безлюдными, по крайней мере днем, эти площадки назвать нельзя. Время от времени на них кто-то приезжает и ставит авто.
Миновав знак населенного пункта Убля, мы сразу встречаем десяток «блях» у магазина. Еще больше стоит в частном дворе. Пока мы рассматриваем машины, из дома выходит хозяйка. Узнав, что мы журналисты из Украины, переходит на украинский. Очевидно, это украинка, которая вышла замуж за словака и переехала сюда жить.
Она ругает «бляхеров», которые, по ее словам, не стесняются проситься на парковку даже посреди ночи.
«Это беда! Они не знают, что будет с их машинами. А пока они не знают, оно стоит, и мне это как угроза какая-то. Есть воры… У нас еще ничего не украли, а вон на той стоянке (показывает в сторону границы. – Прим. «КРАПКИ»), там воруют. К нам сюда и лезут, потому что боятся за машины», – рассказывает наша собеседница.
«И люди такие нахальные! Не хочешь ставить, а они все равно просят. Воюем здесь с ними, что это страх божий! Уже собаке сделали цепь длиннее, потому что лезут из-за этого… Ай! Наши люди, я вам скажу, культуры не имеют. Мы спим, а они ночью стучат – вон разбили стекло. Ночью в полтретьего надо встать и ему объяснять: «Дай мне покоя, человек!» А потом до утра не могу заснуть. Да что это за дикость?! – сердится женщина. – Оно придет сюда и стучит в окно. И я буду полицию вызывать? Ну как мне защитить себя перед ним? Я полицая не могу дергать из-за каждого дебила. Что это за культура, где такое видано, чтобы в окно барабанить в полтретьего? А потом никто к машинам не приходит. Я уже и звоню им, чьи телефоны имею, прошу забрать».
Такие стоянки практически в каждом дворе. Где есть хоть немного свободного места, стоит по три-четыре автомобиля. Это чем-то напоминает курортные приморские города в летний сезон.
И хотя местные говорят, что машин уже стало поменьше, это только начало. Настоящее цунами будет на новогодние праздники и Рождество. И придет оно с автомобилями, на которых ездят «заробитчани».
Дело в том, что далеко не все они стоят на консульском учете, который дает право ездить на «еврономере» в Украине в течение 60 дней. И в той же Чехии до февраля очередь на постановку на учет забита.
«То есть до Рождества люди физически не успеют встать на учет. Поэтому они доедут до границы. А дальше что? Надо будет где-то оставить автомобили. И будет или много конфликтов на границе, или страшные очереди», – говорит руководитель закарпатского отделения общественной организации «Доступное авто» Павел Билецкий.
На ситуации, в которой оказались украинские «бляхеры», уже наживаются иностранные автобизнесмены.
«За рубежом эти автомобили продают не вдвое, а втрое дешевле. Люди, у которых нет денег на растаможивание и которые не хотят просто бросить авто, готовы отдать его за копейки. Знакомые, которые недавно были в Перемышле, говорят, что продают втридешева», – рассказывает Павел Билецкий.
Еще одна возможность заработать на «бляхерах» – оформление документов.
«Поляки, как правило, не записывали украинцев владельцами автомобилей – машинами наши пользовались в основном по доверенности. По польским законам владельцем был поляк. И чтобы написать в своей городской управе, что он отказывается от автомобиля, поляк просит на наши деньги 3–5 тыс. грн. Поляки знают, что украинцы без этой «писульки» никуда не денутся», – говорит Павел Билецкий.
Также украинские «бляхи» очень загрузили утилизационные станции вблизи границы. Чуть ли не половина их «клиентов» – украинские «бляхи», на которых ездили в режиме транзита. Такие авто украинцы вообще сдают на металлолом за 200–300 долл.
А вот на украинских авторынках резкого падения цен на «бляхи» пока нет. Однако в том, что они пойдут вниз, никто не сомневается.
В то же время сдавать «евроавто» на разборку в Украине нельзя. Причина в том, что, раз автомобиль был записан на украинца (при транзитном или временном ввозе на один год), он и должен его вывезти. Иначе заплатит 170 тыс. грн штрафа.
Напомним, что законы, которые изменили правила растаможивания автомобилей, начали действовать 23 ноября. Тогда же изменился и порядок ввоза «блях» на территорию Украины. Теперь, если владелец не желает растаможивать свой автомобиль, он должен внести залог, равный стоимости растаможивания машины. Для украинцев, которые находились за границей, это стало неожиданностью, ведь таких денег у них при себе не было. Из-за этого они стали массово оставлять автомобили на приграничной территории, надеясь, что это правило изменят.