Белорусские спецслужбы на стороне Кремля в гибридной войне.
Украинский журналист Павло Шаройко остается в СИЗО КГБ РБ с прошлого октября, он был осужден за шпионаж на 8 лет. Гражданин Беларуси Юрий Политика пребывает под стражей в Украине с июня 2017-го, также как обвиняемый в шпионаже. Сейчас этот факт создает наибольшую проблему в дипломатических отношениях двух стран, пишет на belsat.eu Екатерина Андреева.
16 июня 2017 года в пограничном пункте «Новые Яриловичи» СБУ задержала белоруса Юрия Политику. По заявлению украинской спецслужбы, в его мобильном было обнаружено зашифрованное сообщение с картой АТЕ и схема наступательной операции «Шторм», которую Вооруженные силы Украины якобы планировали провести против ДНР в направлении Новаазовска. Белорусу было предъявлено обвинение в сборе сведений, составляющих государственную тайну «в интересах третьей стороны» (ст. 114 УК Украины «Шпионаж») и поместили под стражу в СИЗО Чернигова.
Юрий Политика
В январе 2018 года белорусские негосударственные СМИ опубликовали обращение Политики в посольство Беларуси в Киеве, в котором задержанный заявил, что все показания дал под пытками, никогда не работал на КГБ и не собирал секретные сведения. Во время следствия его якобы «душили, натягивали сумку на голову, вывозили в лес» и т.д. Также было опубликовано письмо матери Политики с просьбой о помощи. Генеральная прокуратура Беларуси заявила о «обоснованных сомнениях в наличии признаков шпионажа в действиях задержанного» и назвала дело «политическим». В свою очередь, СБУ сразу опровергла заявление белоруса о пытках. Жалоба на избиение в камере прозвучит и в августе, когда Политику привезут на суд с гематомой под глазом. Незадолго до этого заместитель генерального прокурора Беларуси Алексей Стук заявит в Киеве, что осуждение Политики за шпионаж было бы «заведомо незаконным».
Суд в Чернигове начал предварительное рассмотрение дела в феврале, прошло 8 месяцев, но процесс не продвинулся. Заседания постоянно переносили по разным причинам: отсутствие переводчика на белорусский язык, которого вдруг потребовал обвиняемый, неявка адвокатов Политики, самоотвод судебной коллегии. В сентябре Политику «из соображений безопасности» перевели в СИЗО СБУ в Киеве.
Во время одного из заседаний Юрий Политика рассказал корреспонденту belsat.eu, что его «очень серьезно подставили». Сначала он говорил, что периодически ездил в Украину «на закупки». Потом начал утверждать, что собирался «связать свою судьбу с Украиной», устроиться там на работу. Известно, что к тому же Политика якобы был юристом банка ВТБ в Минске. Версия о поисках работы на Черниговщине (где средняя месячная зарплата в июне 2017 года составляла 185 евро) не выглядела правдоподобной. Политика также рассказал, что параллельно решил присоединиться к волонтерской организации «Север», которая занимается патрулированием границы. Попасть туда он пытался при помощи человека, с которым познакомился в Чернигове.
Речь о Дмитрии Острике, украинском кадровом офицере. По словам Политики, именно Острик подставил его, скачав в телефон белоруса ту самую карту со схемой военной операции. Политика уверен, что Острик работал на СБУ.
«Я не нарушал законодательства ни Беларуси, ни Украины. Единственное, чего я хотел – стать членом общественной организации «Север», которая помогает военным анализировать ситуацию на границе с врагом, с ДНР. Сам я не собирался вступать в добровольческие батальон, воевать. Хотя меня всегда интересовало военное дело», – говорил обвиняемый журналистам в феврале.
Однако священник Екатериненской церкви в Чернигове, о. Евгений Орда во время следствия засвидетельствовал: Политика приходил к нему с просьбой помочь вступить в один из «добробатов». Орда передал просьбу белоруса знакомому военному командиру, но тот предупредил, что Политика «может быть информатором КГБ».
Волонтерское формирование «Север» занимается патрулированием приграничных территорий при помощи дронов. Естественно, каждый новый член формирования проходит проверку в СБУ. Если там утверждают кандидатуру – начинается сотрудничество. Значит, в поле зрения СБУ Политика был задолго до задержания.
«Мы даем новым людям задания, чтобы иметь представление, насколько те вообще ориентируются в вопросах безопасности. Например, на карте Чернигова за определенный срок выявить все уязвимые для потенциального врага объекты, где может быть какая-то «дыра» в безопасности», – рассказал корреспонденту belsat.eu командир «Севера» Николай Акулич.
Такое пробное задание дали и Политике.
«Он представлял себя как суперпрофи, но задание не выполнил и наполовину. Тогда я предложил ему поработать дома, с помощью Google и Яндекса поискать объекты на карте. Он поехал домой и вскоре прислал мне анализ высшего уровня, список из 17 объектов – были отмечены даже засекреченные базы. Ситуация повторилась несколько раз. В Чернигове он мог «загулять», прийти с запахом перегара в офис, а после из Минска прислать целый отчет, в котором виден почерк квалифицированного разведчика. Это сильно насторожило нас», – говорит Акулич.
В результате белоруса не приняли в организацию. Последний раз Акулич и Политика разговаривали по телефону 16 июня 2017 года. В тот же день белорус был задержан СБУ в пункте пропуска Новые Яриловичи. Через собственные контакты в силовой структуре Акулич узнал:
«В его мобильным был файл с картой участка зоны АТО. Думаю, она была без грифа секретности. Учебная или давно отработанная. Но он же ее успел удалить, а СБУ восстановила файл. И еще – Юра постоянно не имел денег, а при задержании у него нашли сумму в валюте».
Дмитрий Острик (справа)
Belsat.eu связался с украинским офицером Дмитрием Остриком, который является ключевым свидетелем по делу Политики. Острик ушел на фронт добровольцем в 2014 году, потом подписал контракт с армией. В конце 2016-го он приехал в родной Чернигов в отпуск, проводил время в волонтерской группе «Север», где и познакомился с Политикой.
«Он говорил, что хотел «воевать за свободу», потом – быть оператором беспилотных аппаратов. Кажется, еще он интересовался белорусами, воюющими на стороне Украины. Иногда задавал странные вопросы типа «пытали ли когда-либо людей в украинской армии», – вспоминает Острик.
По его словам, Политика старался подружиться с ним, войти в доверие, но сначала Острик не думал, что тот может быть агентом КГБ. Однажды белорус пришел в квартиру к Острику и начал смотреть его компьютер.
«Я вышел из комнаты и попросил не трогать файл с картой. Когда вернулся – увидел, что как раз этот файл Юра и качает себе на телефон. Каким было мое удивление, когда на первый взгляд хилый Юра с силой оттолкнул меня и ушел. Тогда все стало на свои места, не осталось сомнений».
Военный подтверждает, что карта с «планом операции» была не настоящая, а учебная.
«Представьте себе – вынести из штаба реальную схему операции! Но Юра подумал, что она реальная. Полагаю, его просто на амбициях бросили на убой. Ему явно не хватало опыта – слишком открыто показал, что хочет [выполнить задание спецслужб], как по учебнику».
Острик не скрывает, что сразу сообщил об инциденте СБУ. Его вызвали на следственные действия, проводили очную ставку с Политикой.
Скорее всего, украинские силовики, заметив подозрительную активность белоруса в Чернигове, задержали его с недействительной «секретной картой», которая стала лишь поводом для обвинения в шпионаже. Примечательно, что и украинского журналиста Павла Шаройко в Минске КГБ взял с «секретными документами», которые могли быть таким же фейком.
Павло Шаройко
25 октября прошлого года в Минске КГБ задержал корреспондента «Украинского Радио» Павло Шаройко. Согласно спецслужбе, Шаройко создал в Беларуси «агентурную сеть из граждан Беларуси, которые за денежное вознаграждение выполняли его задания по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере». Всего таких граждан якобы было 16, при этом некоторых из них могли использовать «втемную». Деятельность Шаройко в Беларуси, согласно КГБ, координировал сотрудник ГУР МО Украины Игорь Скворцов, который «действовал под прикрытием советника посольства Украины в Беларуси». Скворцов был объявлен персоной нон грата. В ответ Украина выслала первого секретаря посольства Беларуси. Минск этот шаг расценил как «недружественный».
Официальный Киев отрицает причастность Скворцова и Шаройко к разведывательной деятельности и считает обвинения безосновательными.Тем не менее в отношении Шаройко было возбуждено уголовное дело по ст.358 УК Беларуси («Шпионаж»). Кроме Шаройко, был задержан гражданин Беларуси, ему инкриминировали «государственную измену».
Шаройко в Беларуси осудили на 8 лет лишения свободы. В феврале 2018 года (одновременно с началом процесса над Политикой в Чернигове) Верховный суд на закрытом заседании признал Шаройко виновным и приговорил к 8 годам тюрьмы. Информации о суде над гражданином Беларуси, которого обвиняют в госизмене, не было. О новых задержаниях кого-то из «агентурной сети» также не сообщалось.
Александр Лукашенко и Петр Порошенко обсуждали «шпионское» дело во время встречи в ОАЭ в прошлом ноябре. Как заявил Лукашенко, тогда была достигнута договоренность не придавать дело огласке, но «украинская сторона ее нарушила». Он выразил недовольство тем, что информация о Шаройко попала в СМИ и подчеркнул отсутствие «московского следа» в деле.
Лукашенко и Порошенко в ОАЭ
Народный депутат Украины, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук со ссылкой на собственные источники заявил, что Шаройко задержали на основании фальшивого документа. По его словам, непосредственно в день задержания Шаройко встретился с представителем российского телеканала НТВ по просьбе последнего. Тот пытался передать Павлу «секретные документы» с описанием плана России по использованию белорусской территории для вторжения в Украину. Шаройко якобы отказался их взять, но по дороге домой был задержан КГБ. Тымчук утверждает, что гриф секретности был подделкой, но по форме и стилю они были максимально приближены к документам Минобороны РБ.
Некоторые эксперты обращали внимание на сходство дел Шаройко-Политики. В том числе, высказывалась мысль об аресте Шаройко как зеркальную реакцию на задержание Политики. Тем более, вслед за высылкой украинского дипломата Скворцова из Минска, Киев выслал первого секретаря посольства Беларуси. По словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики Виктории Сюмар, дело против Шаройко – доказательство прямой связи КГБ с российскими спецслужбами и «типично российский стиль».
Председатель КГБ Валерий Вакульчик
30 мая председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что не исключает возможности обмена Павла Шаройко на Юрия Политику. Между тем, Вакульчик призвал не увязывать приговор Шаройко с арестом и судом над Политикой.
Однако уже в октябре Вакульчик исключил возможность обмена «шпионами». «Политика не является шпионом и обмен был бы неравноценным», – сказал председатель КГБ. При этом он заявил о возможном помиловании Шаройко официальным Минском. Примечательно, что после приговора Шаройко не переводили в колонию, он остается в СИЗО КГБ.
Екатерина Андреева belsat.eu