зазирнути на темний бік

Владимир Гройсман

Более двух лет премьер откровенно игнорирует предупреждения спецслужб о схемах и каналах контрабанды.

Июнь 2018-го, как и всё лето этого года в целом, должны были стать жаркими и засушливыми для украинских контрабандистов и коррупционеров из таможенных и правоохранительных органов. Все они должны были сгореть в испепеляющих лучах гнева премьер-министра Владимира Гройсмана, а потоки контрабанды, которые текли через украинские границы при содействии оборотней в погонах, должны высохнуть и прекратить питать оазис украинской коррупции. Именно в начале июня 2018-го Владимир Гройсман в который раз пошел войной на контрабандистов и коррупционеров, «крышующих» нелегальный бизнес. Но что-то пошло не так…

Благие намерения

Но не все уверовали тогда в искренность намерений винницкого политика. Он как никто другой знал, что все украинские рынки и базары торгуют товарами, ввезенными в Украину или как «черная» контрабанда (без какой-либо уплаты пошлины), или с использованием «серых» схем, которые позволяют минимизировать платежи в госбюджет. Владимир Гройсман знал об этом не только потому, что в прошлом был директором целого винницкого рынка (кстати, именно поэтому его за глаза иногда называют «базарником»), но и потому, что, как глава правительства, регулярно получал огромные массивы информации о состоянии дел в украинской экономике и на подконтрольных ему таможнях.

Некоторое журналисты и общественные активисты сразу же связали активность премьера с его желанием отомстить правоохранителям за активное противодействие коррупционной деятельности расставленных им во властных кабинетах людей. Возможно, также у Владимира Гройсмана возникла острая необходимость «перевести стрелки» на кого-то за недоборы в государственный бюджет, которые оказались обратно пропорциональны темпам личного обогащения премьера.

Следует отметить, что накануне антиконтрабандной кампании, возглавленной Гройсманом, Генпрокуратура и СБУ задержали за взятки чиновников Управлений ГФС Житомирской и Винницкой областей. В то же время, следователи Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ пытались зарегистрировать уголовное производство на одного из ближайших соратников Владимира Гройсмана – вице-премьер-министра Владимира Кистиона. Уголовное производство прокуратура тогда же зарегистрировала. Правда, расследовать его поручили «аж» старшему лейтенанту Нацполиции, подчиненному соратнику Гройсмана в борьбе за контрабандные потоки – Арсену Авакову.

Свои люди

Впрочем, сама «борьба» премьера с контрабандой, той самой, которая была бы невозможна без высокого содействия на таможнях ГФС, которую в свою очередь возглавляют люди, преданные и подчиненные самому Гройсману, выглядела слишком непонятной.

В системе ГФС есть такие граждане, как Мирослав Продан (исполняющий обязанности председателя ГФС), Сергей Тупальский (директор Департамента администрирования таможенных платежей), Виктор Кривицкий (экс-начальник Волынской таможни – заместитель председателя ГФС Украины ), Руслан Осмоловский (начальник ГУ ГФС Винницкой области). Согласно результатам многочисленных журналистских расследований, все они являются участниками коррумпированной вертикали в системе ГФС, которая замыкается непосредственно на украинском премьере. Ни одну из этих фамилий невозможно отделить ни от контрабанды и коррупции, ни от премьер-министра.

Так, Гройсман назначил Виктора Кривицкого заместителем Председателя ГФС Украины и куратором всех украинских таможен. И это после того, как в зоне ответственности последнего как начальника Волынской таможни сотрудники ГУ «К» СБУ задержали огромную партию товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины без уплаты таможенных и налоговых сборов в бюджет. Причем, назначение состоялось сразу после правительственного селекторного совещания, на котором обсуждался вопрос усиления борьбы с контрабандой.

Начальник Винницкой ГФС Руслан Осмоловский и его шеф, и.о.. председателя ГФС Украины Мирослав Продан стали широко известны после ряда разоблачительных публикаций о непомерно больших расходах украинских фискалов на шикарное празднование дня рождения в Ницце.

Но премьер не уволил Осмоловского от исполнения обязанностей даже после того, как последнему предъявили подозрение в соучастии в преступной группе, деятельность которой привела к нанесению ущерба госбюджету на сумму более 305 млн грн, а его подчиненного задержали во время получения взятки в размере 500 тыс. грн.

Огромную огласку получила обнародованная общественными активистами информация о ввозе на территорию Украины для жены Гройсмана элитного внедорожника марки Mercedes стоимостью более 3 млн грн с уклонением от уплаты в госбюджет около 600 тыс. грн.

Сам премьер и его пресс-секретарь Василий Рябчук тогда обвинили каких-то анонимных злодеев в попытках размещать за деньги в украинских СМИ критические материалы про премьера. Но тут же всплыла информация, согласно которой сами пиарщики Гройсмана по указанию его московского политтехнолога Кошелюка платят ведущим украинским СМИ около $300 тыс. в месяц за то, чтобы они не публиковали материалы, которые могут негативно повлиять на рейтинг украинского премьера (так называемые «стоп-листы»).

Также странным образом подконтрольная премьеру ГФС под руководством его друга Мирослава Продана не заметила как из ПАО «Укрзализныця» на счета сомнительных фирм одномоментно было выведено 220 млн грн. Общественные активисты публично заявили, что на этой афере нагрел руки еще один «дружбан» Гройсмана – народный депутат Евгений Геллер.

Спецслужба предупреждала

Клевещут, что «борьба» премьера с контрабандой является ничем иным, как неудачным пиар-ходом и попыткой прикрыть, возможно, собственные коррупционные схемы и верных ему людей в системе ГФС, которые и обеспечивают деятельность этих схем. Но куда смотрят спецслужбы, которые, если верить премьеру, сами заставляют сотрудников таможни пропускать контрабанду?

Как известно, статья 2 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» возлагает на СБУ защиту экономического потенциала Украины, а ст. 24 этого закона определяет одной из обязанностей СБУ осуществление информационно-аналитической работы в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности. Статья 25 Закона предоставляет право национальной спецслужбе подавать органам государственной власти обязательные для рассмотрения предложения по вопросам национальной безопасности.

Так вот. В ответ на запрос общественных активистов в СБУ сообщили, что с начала 2016 года по 5 июля 2018 в органы государственной власти и управления было направлено семь аналитических материалов по защите национальной безопасности. В частности, активистам для ознакомления были предоставлены следующие копии документов (цитируем с сохранением канцеляризмов):

- Информирование Кабинета Министров Украины «Об уклонении от уплаты таможенных платежей» № 14 / 4-15016 от 13.07.2016 года: по функционированию устойчивой схемы уклонения субъектами внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию Украины товаров широкого потребления из стран Западной Европы в связи с отсутствием четкой реализации некоторых норм действующего законодательства в области таможенного дела, в том числе с использованием положений ч.1 ст.374 Таможенного кодекса Украины (т.н. перемещение товаров с использованием «пиджаков»);

- Информирование Кабинета Министров Украины «Об устранении угроз экономической безопасности» №14 / 4-2222 от 04.02.2017 года для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение угроз экономической безопасности в виде непоступления таможенных платежей в государственный бюджет Украины;

- Информирование Государственной фискальной службы Украины «Об устранении угроз экономической безопасности» №14 / 4-2223 от 04.02.2017 года для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение угроз экономической безопасности в виде непоступления таможенных платежей в государственный бюджет Украины;

- Информирование Государственной фискальной службы Украины «О принятия мер» №14 / 4-4818 от 24.02.2017 года для принятия соответствующих мер реагирования и недопущения нанесения ущерба государственным интересам;

- Повторное Информирование Кабинета министров Украины, Государственной фискальной службы Украины «Об устранении угроз экономической безопасности» №14 / 4-7586 от 24.03.2017 года для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение угроз экономической безопасности в виде непоступления таможенных платежей в государственный бюджет Украины;

- Информирование Государственной фискальной службы Украины «Об устранении угроз экономической безопасности» №14 / 4-23876 от 31.10.2017 года для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение угроз экономической безопасности в виде непоступления таможенных платежей в государственный бюджет Украины;

- Информирование Кабинета министров Украины, Государственной фискальной службы Украины «Об устранении угроз экономической безопасности» №14 / 4-3768 от 22.02.2018 года для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение угроз экономической безопасности в виде непоступления таможенных платежей в государственный бюджет Украины.

Как оказалось, этим документам Главное управление по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ еще с 2016 года информировало и предупреждало Гройсмана обо всех схемах незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины, о которых сам Гройсман заговорил почему-то лишь сейчас. Вместе с тем, работники спецслужбы предоставляли свои предложения по устранению этих схем и минимизации вредных последствий для украинской экономики.

СБУ в течение всего премьерства Гройсмана сообщало его о таможне, руководителях и чиновниках, которые максимально способствуют коррупционным схемам и получают взятки от субъектов ВЭД, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей.

Среди лидеров оказались таможни, где руководили доверенные лица Владимира Гройсмана – Киевская, Винницкая, Житомирская, Волынская, Одесская и Черновицкая таможни. Среди прочего оперативники ГУ «К» СБУ сообщали руководству ГФС даже о том, что сотрудники таможни в международном автомобильном пункте пропуска «Порубное» просто отключили весы для взвешивания грузовых автомобилей, чтобы значительно занижать объемы товаров, которые въезжают на Украину.

В письмах к Кабинету Министров Украины, датированных и 2017-м, и 2018 годами, говорится также о том, что, несмотря на изложенное в предыдущих письмах и информационно-аналитических материалах, ГФС Украины не инициировала и не осуществляла никаких совместных с СБУ мер, чтобы устранить угрозы для экономической безопасности Украины. А это, в свою очередь, привело к продолжению снижения среднего уровня таможенной стоимости, по которой осуществлялось таможенное оформление импорта, а также к уменьшению поступления платежей в бюджет.

Вместо эпилога

Кто-то, возможно, скажет, что это хорошо, когда так стабильно падает таможенная стоимость импортных товаров. Ведь это неизбежно должно привести к уменьшению цен на товары на внутреннем рынке и увеличению покупательской способности украинцев. Но когда обыватель приходит на рынок или в супермаркет, он видит обратную картину – цены на импортные товары стабильно ползут вверх. Ларчик открывается просто: «сэкономленные» на таможнях деньги оседают в карманах контрабандистов и их «крыши».

Примечательно, что предоставить сведения о мерах, принятых правительством и фискалами для реагирования на свои тревожные сообщения, в ответе на запрос активистов спецслужба не смогла, ведь не является распорядителем такой информации. Возможно, присланные ею документы просто легли в долгий ящик. Или министерские «борцы» с контрабандой ими вовсе подтерлись. Отмечу, что запросы о принятых мерах с целью реагирования на предостережения СБУ относительно угроз экономической безопасности Украины также были направлены активистами и в Кабмин, и в ДФС. Но там набрали в рот воды.

Всю имеющуюся информацию таможенных начальников, в отношении которых в Департаменте защиты экономики Нацполиции были обоснованные подозрения о причастности к теневым схемам, было передано лично премьер-министру. В связи с этим ожидались, как это практикуется в западных странах, если не увольнения с занимаемых должностей, то хотя бы ротация кадров, чтобы разрушить налаженные схемы. У нас же все остались на своих местах. Кроме начальника Волынской таможни ГФС Виктора Кривицкого. По злой иронии, после задержания сотрудниками СБУ огромной партии контрабанды в зоне деятельности возглавляемой им региональной таможни, Виктор Кривицкий был назначен заместителем председателя ГФС Украины – куратором всех украинских таможен.

Всё это объясняет, почему премьеру не интересна информация от американских коллег о должностных лицах, причастных к контрабанде, которую Департамент уголовных расследований Службы внутренних доходов США предложил передать украинским коллегам. В соцсетях уже глумятся со святой наивности американцев. Мол, зачем предлагать фискалам компромат на них самих, разве они сами не знают, что сделали?

Автор – Сергей Халупинский, перевод и адаптация – CRiME

источник


facebook twitter Google Plus rss



Останні оновлення

слідкуй за нами соціально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss