Местные активисты расценивают арест как продолжение кадровых чисток в Военно-гражданских администрациях прифронтовых городов, во время которых избавляются от чиновников-патриотов, мешающих коррупционным схемам.
В прифронтовом Торецке 21 марта арестовали заместителя местной Военно-гражданской администрации 36-летнего Сергея Винника (на фото). Как оперативно отчиталась военная прокуратура сил АТО, задержали его в рабочем кабинете в 9 часов утра сразу после получения взятки.
«Свои "услуги" в виде принятия положительного решения в конкурсе по аренде коммунального имущества прифронтового города этот "белый воротничок" оценил в 10 тыс. грн», - бодро отрапортовала прокуратура.
Проукраинская общественность Торецка, в среде которой Винник пользуется безоговорочным авторитетом, была шокирована этим задержанием. Винника никто никогда не подозревал в коррупции, да и живет он не на широкую ногу, хоть до службы в госорганах успел поработать в коммерческих структурах. Даже тот факт, что в декларации Винника значится несколько земельных участков и три квартиры в Торецке, записанные на него и жену, у местных не вызывает изумления: земля – это паи, а квартиры достались от родителей – в Торецке они стоят копейки. В них живет его немаленькая родня.
Свой безоговорочный авторитет среди местных Винник заработал в основном в период захвата города боевиками. Когда вооруженные автоматчики захватили горсовет он вместе с 15 друзьями вышел на улицы города с украинскими флагами, рискуя тем самым повторить судьбу горловского депутата Владимира Рыбака, которого боевики жестоко убили за украинский флаг. Кроме того, Сергей Винник, рискуя жизнью, собирал и передавал украинским военным данные о боевиках и действиях оккупантов, а уже после освобождения города помогал силам АТО обустраивать укрепления, способствовал в обеспечении всем необходимым. На сегодня он считается в городе единственным откровенно проукраинским чиновником даже по отношению к своему начальнику – главе ВГА, которого называют «лояльным к власти и местным царькам».
Активисты Торецка считают, что Винника просто подставили. И основания для этого они усматривают даже в единственном доступном для них документе – судебном постановлении на обыск квартиры Винника.
Согласно постановлению, которое передали редакции CRiME’a, дело на Винника завели еще в октябре прошлого года, скорее всего в прокуратуре. В начале ноября в рамках этого дела было выписано поручение Управлению защиты экономики полиции Донецкой области, судя по всему, на проведение оперативно-розыскных действий.
Но вот заявление от потерпевшего, от которого якобы требуют взятку, появилось только 26 декабря. Похоже, что силовики почти два месяца просто искали агента, который мог бы втесаться в доверие чиновника и спровоцировать его на получение взятки.
Заявитель, некий Андриенко Ю.Ю., утверждал, что глава ВГА, его заместитель и начальник отдела развития бизнеса требуют от него 5 тысяч гривен за разрешение на торговлю новогодними елками. То есть, получается, что высокопоставленные городские чиновники требуют с несчастного торговца елками аж 5 тысяч гривен на троих.
Эту мега-взятку заявитель якобы выплатил аж за три захода: 27 декабря, 3 и 4 января. Деньги вроде как давал Виннику. Кстати, к концу судебного постановления фамилия главы ВГА куда-то исчезает, фигурирует только его заместитель (Винник) и начальник отдела развития бизнеса. Причем, именно Винник якобы главный получатель взятки.
Поскольку деньги передавались уже после появления в деле заявления потерпевшего, логично было б предположить, что эти передачи документировались силовиками. Обычно три зафиксированных факта получения денег достаточно для задержания. Но силовики решили пройтись по четвертому кругу.
В постановлении суда со ссылкой на заявление «пострадавшего» указано, что он еще якобы хотел взять в аренду коммунальное помещение для ведения бизнеса, а коммунальные вопросы относятся непосредственно к сфере деятельности Винника. Чиновник якобы сообщил предпринимателю, что за выигрыш на конкурсе на аренду помещения ему придется раскошелиться еще на 5 тысяч гривен. И, согласно материалам дела, сообщил он об этом еще тогда, когда требовал взятку за торговлю елками.
Обычно взяточники не идут на встречу просьбам давателей, пока не получат от них «откат». Но, согласно материалам дела, Винник терпеливо ждал три месяца, пока к нему не наведалась следственная группа и его не задержала. Примечательно, что прокурорские сделали это буквально за два дня до истечения месячного срока действия постановления суда на обыск. Совпадение? Время покажет.
Примечательно также и то, что суд разрешил изъять документы и возможные черновые записи, которые могут быть доказательством коррупционной деятельности, а также носители информации и телефонные устройства для фиксирования общения подозреваемого с вероятными подельниками через смс-сообщения, а также через соцсети и телефонные приложения. Это дважды выделено в постановление суда жирным курсивом. Но силовиков во время обыска телефон и оргтехника явно не интересовали. Вместо этого они прихватили из квартиры Винника коллекцию монет его отца, а также родительские и семейные сбережения на сумму 1,5 тысячи долларов. Особый интерес у правоохранителей вызвала подборка местных газет периода оккупации города боевиками, которые тогда Винник собирал как вещественные доказательства противоправных действий коллаборационистов, а позже собирался передать в музей АТО, если таковой таки обустроят в городе.
Ну, и уже безотносительно к постановлению суда, активисты удивляются, что деньги (взятка), найденные силовиками в тумбочке рабочего стола Винника не были помечены люминесцентной краской, которой обычно метят взятки, да и руки чиновника не светились при проверке лампой.
Активисты считают задержание Винника заказным и направленным на подрыв его авторитета среди местного населения. Пока рассматривают несколько версий этого «заказа».
Сергей Винник, который на момент оккупации Торецка был начальником ЖКХ горисполкома, проходит по делу бывшего мэра-сепаратиста Владимира Слепцова ключевым свидетелем.
И, несмотря на то, что всего в деле насчитывается почти полсотни свидетелей, ключевых, то есть тех, чьи показания являются весомыми, в деле было только два: Винник, который как сотрудник исполкома был свидетелем того, как именно Слепцов приказывал организовать незаконный референдум за провозглашение «ДНР», и Николай Кренджеляк - шахтер, глава местной ячейки ВО «Свобода», который сначала был свидетелем коллаборационистской деятельности мэра, а позже, как боец добробата «Сич», принимал участие в освобождении города.
В апреле прошлого года Николай Кренджеляк умер при загадочных обстоятельствах. По мнению врачей, причиной смерти стал инфаркт. Однако как раз перед кончиной Кренджеляк прошел медицинскую комиссию, необходимую для подписания контракта на службу в ВСУ.
О Владимире Слепцове активно заговорила вся Украина, когда он отказался выходить из автобуса во время новогоднего обмена пленными с боевиками «ДНР». Несменного с 1998 года мэра Торецка, тогда еще Дзержинска, боевики хотели спасти от украинского правосудия, обвиняющего его в сепаратизме. Мэром Слепцов был вплоть до задержания в 2016 году.
С начала расследования дела против Слепцова он до сих пор, как и остальные мэры-сепаратисты, не приговорен, и все еще на свободе. После его демарша во время обмена пленными все попытки поместить его под стражу наталкиваются на резкое ухудшение его здоровья, и суд, естественно, верит в наличие медицинских проблем у 70-летнего организма.
Стоит отметить, что при всей резонансности как самого суда, так и личности бывшего мэра-сепаратиста, отказавшегося сбежать в «ДНР», заседания по его делу закрыты для общественности. Сделано это по просьбе прокуратуры, мол, вдруг всплывет государственная тайна.
Примечательно также, что Слепцов во время своих многочисленных интервью после его сорвавшегося обмена был очень агрессивно настроен в отношении своих обвинителей. «Я знаю, что они меня хотят выпереть на ту сторону. В моем деле столько процессуальных нарушений, что за него убивать надо. Не меня, а их», – сказал он тогда в интервью Громадскому радіо, добавив, что любой ценой готов доказать свою невиновности.
Не удивительно, что в заявления про «убивать их» и «доказать любой ценой» местные активисты верят – они 18 лет видели, как Слепцов правит городом и в чьих интересах.
Торецк и Дебальцево давно уже считаются вотчиной одиозного экс-регионала Игоря Шкири. Даже после бегства диктатора Виктора Януковича Шкиря умудрился выиграть на избирательном округе №52 (то есть в Торецке, ибо Дебальцево было оккупированным) корочку народного депутата. Сейчас он народный депутат, входящий во фракцию партии «Видродження», которую не безосновательно называют осколком Партии регионов.
«Смотрящим» от Шкири по Торецку многие годы считался главный «регионал» города, на то время депутат горсовета, чьей марионеткой был мэр Владимир Слепцов, Игорь Рыбак. В апреле 2014-го он помог организовать абсолютно бескровный захват власти пособнице террористов и соратнице Витренко – Людмиле Викторовне Ерошенко. Ерошенко – тетя жены Рыбака (его гражданская жена – Виктория Викторовна Остроухова). Через некоторое время Ерошенко стала слишком идейной, ее свозили в Горловку к одиозному террористу «Бесу» и «усмирили», а Рыбак посадил на «трон» в штабе «ДНР» Елену Чайковскую (Гейшторову). Более детально об этом периоде в жизни Рыбака можно почитать в статье «Князь дзержинский». На освобожденных территориях правят бал пособники террористов».
После освобождения Торецка Рыбак из города не сбежал, более того, после победы Шкири он даже пытался диктовать условия возобновленной украинской власти. Для этого он использовал свой медиа-ресурс - местную газету «Дзержинский уезд». Его бизнеса процветают и никаких уголовных дел, во всяком случае, известных общественности, на него нет.
Но с роспуском депутатского корпуса горсовета и созданием ВГА в 2017 году Рыбак утратил реальные рычаги воздействия на решения местных властей. Он пытался организовать некие митинги и использовать публикации в своей газетке, но эти методы были менее эффективные, чем прямой контакт с новыми чиновниками. В результате он перешел к прямым переговорам с ними. И как утверждают местные активисты, самым неуступчивым в этом «решалове» оказался Винник. Поэтому, в качестве второй версии его задержания они рассматривают Рыбака.
Картина для далеких от прифронтовых территорий читателей была бы не полной, если не акцентировать внимание на том, что ситуация с выдавливанием проукранских кадров из руководства ВГА приобрела характер растущего снежного кома. Винник стал третьим чиновником только за март, которого пытаются убрать из руководства ВГА. Однако первым, которого задержали, да еще и за коррупцию. До этого разразились скандалы вокруг глав ВГА прифронтовых Красногоровки и Зайцево.
Так, руководителя ВГА Красногоровки Олега Ливанчука глава Донецкой областной ВГА Павел Жебривский уволил за «систематическое невыполнение своих обязанностей». Примечательно, что Ливанчука назначал на эту должность своим указом президент Петр Порошенко, и назначал как военного представителя, уволил же его Жебривский как гражданское лицо.
Сам Ливанчук связывает это увольнение с его отказом принять на баланс некачественные и пожароопасные буржуйки, которыми Жебривский пытался заменить обещанное возобновление центрального отопления в вечно обстреливаемом городе. Позже эти буржуйки представители областной администрации роздали местному населению, а прокуратура по жалобам жителей возбудила уголовное дело на одного из чиновников Красногоровской ВГА и на поставщика. Оказалось, что еще и куплены они были по завышенной цене.
Второй скандал разразился вокруг главы ВГА частично освобожденного пригорода Горловки – поселка Зайцево Владимира Веселкина. Он много раз критиковал областные власти, но недавно обнародовал видеодоказательства пособничеству контрабанды и содействию крупным перевозчикам на КПВВ «Майорск». В частности, он утверждал, что через пропускной пункт беспрепятственно грузовиками ввозится масло и мясной фарш, которые позже продаются в сети магазинов главаря «ДНР» Александра Захарченко. Все это, по словам Веселкина, делается с попустительства или даже содействия Жебривского. Стоит отметить, что руководит сейчас КПВВ Артем Скрипченко – зять одиозного Анатолия Могилева, бывшего милиционера и на момент оккупации главы Совета министров АРК Крым.
Кроме того, Веселкин (переселенец из Горловки и в прошлом боец добробата «Артемовск») утверждал, что на КПВВ «Майорск» противоправо создаются лучшие условия для крупных перевозчиков. В частности, автобусам Бахмутского и Краматорского АТП якобы можно подъезжать и выгружать пассажиров непосредственно у украинского блокпоста на специально оборудованной площадке, а всем остальным – в 2 км от него. Соответственно, транспорт Бахмутского АТП (принадлежит сыну экс-«регионала» и мэра Бахмута Алексею Реве) и Краматорского АТП (им владеет Сергей Близнюк - сын бывшего министра ЖКХ времен Януковича, экс-губернатора Донетчины) пользуется большим спросом и зарабатывает больше денег.
Веселкин сейчас под инициированной Жебривским проверкой. То есть, разоблачителя сейчас пытаются в чем-то уличить сами разоблачаемые.
В контексте вышеперечисленного активисты Торецка видят в Виннике очередную жертву «чисток».
Ремарка: Павел Жебривский и Владимир Слепцов в свое время начинали и удачно делали свои карьеры в системе МВД и, не исключено, что до сих пор сохранили дружеские связи с действующими чиновниками от правосудия.
23 марта в 10:00 активисты Торецка собираются у входа в Краматорский городской суд, где будет рассматриваться мера пресечения Сергей Виннику, на акцию в его поддержку.
Ярослава Мовчун, CRiME